Конспект урока "Знакомство с алгоритмическим языком стрелок" 4 класс

Тема
урока
:
"
Знакомство
с
алгоритмическим
языком
стрелок
".
4 класс
Учитель информатики
Хусниева И.И.
Цели:
Знакомство с краткой и доступной формой записи
простейших алгоритмов для вычерчивания
геометрических фигур с помощью алгоритмического
языка стрелок.
Введение понятия Исполнителя и его основных
характеристик.
Знакомство с основными характеристиками
Исполнителя "Колобок".
Составление простейших программ.
Оборудование: Плакат для проведения разминки.
Прикладная программа "Колобок".
I. Организационный момент.
Разминка
Расшифруйте пословицу по алгоритму, представленному в виде
схемы.
(Всяк своего счастья кузнец)
ВС
СЧ
ТЬ
АС
Я
ЯК
СВ
КУ
СЕ
ЗН
ЕЦ
ГО
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1 2
5 3
4 6
7 8
10 9
12 11
II. Основная часть урока.
Изучение нового материала. "Знакомство с алгоритмическим
языком стрелок"
1. Команды алгоритмического языка стрелок – числа от 1
до 9 и стрелки:
и - передвинуться вверх на одну клеточку;
и - передвинуться вниз на одну клеточку;
и - передвинуться вправо на одну клеточку;
и передвинуться влево на одну клеточку;
и - передвинуться вправо вверх на одну клеточку;
и - передвинуться вправо вниз на одну клеточку;
и - передвинуться влево вниз на одну клеточку;
и - передвинуться влево вверх на одну клеточку.
Перечёркнутые стрелки означают, что надо передвинуться в
указанном направлении, не рисуя, не перечеркнутые стрелки
означают, что линия движения должна быть нарисована.
2. Стрелки указывают направление, а числа указывают,
сколько раз нужно выполнить команду, т.е. на какое число клеток
надо передвинуться в указанном направлении. Команды пишутся
одна за другой и ничем не отделяются друг от друга. Число
пишется сразу за стрелкой, например, алгоритм рисования
квадрата от указанной точки: ↑2→2↓2←2 .
Если после стрелки нет числа, то команда выполняется
только один раз, т.е. передвинуться нужно только на одну
клеточку в указанном направлении.
Запишем с помощью алгоритмического языка стрелок
алгоритм рисования треугольника. Составлять алгоритм начнём от
левого верхнего угла (от точки на рисунке):
2 7 4 4 8
С помощью алгоритмического языка стрелок запишем
алгоритм рисования двух квадратов. Составлять алгоритм
начнём от левого верхнего угла (от точки на рисунке):
2 3 3 3 3 5 2 2 2 2.
Выполнять команды, записанные на алгоритмическом языке
стрелок, у нас будет Исполнитель Колобок.
Знакомство с любым Исполнителем всегда начинается с
изучением его основных характеристик:
1. Среда обитания то место, окружение, где
Исполнитель выполняет команды, алгоритмы.
2. Система команд Исполнителя (СКИ) – команды,
которые Исполнитель понимает и может выполнить.
3. Элементарное действие – действие Исполнителя при
выполнении одной команды.
4. Отказы – случаи невыполнения команды из-за того,
что она не понятна Исполнителю или он не может её
выполнить в сложившейся ситуации.
В систему команд Исполнителя Колобка входят команды
перемещения Колобка в нужном направлении, которые
записываются с помощью стрелок и цифр от 1 до 9. Средой
обитания Исполнителя Колобка является поле размером 12*8
клеток. Элементарное действие Колобка – передвижение в
соседнюю клетку. Отказы возникают в следующих случаях:
Колобок не понимает команду, например команду,
в которой используется число, большее 9.
Колобок не может выполнить команду, в
результате которой он оказался бы за пределами
среды обитания.
В современной информатике слова "алгоритм" и
"программа" часто используют как синонимы,
поэтому алгоритм, записанный для компьютера, мы
будем называть программой.
Дополнительное задание.
С помощью алгоритмического языка стрелок
запишите алгоритм рисования 3-х квадратов.
Составлять алгоритм начните от левого верхнего угла
клетки, в которой находится Колобок.
Домашнее задание.
С помощью алгоритмического языка стрелок запишите
алгоритм рисования пирамидки. Составлять алгоритм начните от
левого верхнего угла клетки, в которой находится Колобок.
Физкультминутка
Дети стоя "пишут" в воздухе буквы.
Мы научились письму.
Для чего? Почему?
Из крючочков, из кружочков,
Можем буквы мы писать.
Если будем мы стараться
Буквы красивыми будут получаться.
Пальцы наши потрудились
И немножко утомились.
Дружно мы их встряхнём
И опять писать начнём
Работа на компьютере.
Выполнить на компьютере в прикладной программе
"Колобок" рассмотренные на уроке алгоритмы построения
треугольника и квадратов.