Конспект урока "Графический редактор Paint. Дымковская игрушка" 3 класс


МОУ «СОШ № 15 п.Березайка» Бологовского р-на, Тверской обл.
Интегрированный урок ИЗО и информатики в 3 классе по теме:
«Графический редактор Paint. Дымковская игрушка»
Провели:
учитель информатики Михайлова О.Н.
учитель начальных классов Карпова И.А.
2009 г.
2
“Глазам - радость, душе - отрада!”
К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать и
воспринимать всей душой их надо осваивать”
А.Б. Салтыков
Вид занятия: декоративное рисование с элементами компьютерной графики
Тема урока: “ Графический редактор Paint. Дымковская игрушка”
Цель:
Создать условия для:
способствования эстетического воспитания младших школьников средствами
народного искусства;
продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская
игрушка;
развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать
единство этих качеств в рисунках;
учить работать в технике компьютерной графики при украшении Дымковской
игрушки;
развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и
выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и
современности;
воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к
традициям народа.
Оборудование: (урок проходит в кабинете информатики)
Для учителя:
модели глиняных дымковских игрушек;
образцы рисунков-упражнений - “Геометрический орнамент на дымковской
игрушке”;
таблицы на доске - “Цвет и форма”.
Для учащихся:
раздаточный материал: “Фрагменты узора Дымковской игрушки”;
заготовка контура Дымковской игрушки на мониторе компьютера.
Словарь: Гончар – мастер, который работает с глиной.
Ярмарка большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно и то же время, с
развлечениями.
3
Ход урока
1. Вхождение в урок. Ольга Николаевна
- Здравствуйте, ребята! На нашем уроке сегодня присутствуют гости. Давайте с ними
поздороваемся. Садитесь, пожалуйста!
2.Постановка учебной задачи.
- Сегодня у нас необычный урок .Мы объединим урок информатики и рисования и вести
его будем вместе с Ириной Александровной.
- Наш урок будет проходить в компьютерном классе, поэтому вспомните как надо вести
себя
- - Тема урока: «Графический редактор Paint. Украшение дымковской игрушки»
- Ирина Александровна
- Сначала
давайте вспомним историю зарождения народных промыслов на Руси.
Много веков крестьянская Россия была одета в овчину и холст.
- Почему стали развиваться народные промыслы? (человек хотел украсить свой быт).
- Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее вышита
рубаха, тоньше соткан сарафан, хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не
только прочно, но и ладно – не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства это,
прежде всего терпение и трудолюбие. Народ смеялся над теми, кто ленился и не умел
хорошо трудиться. А ведь настоящее мастерство не всем дается.
(Слайд 1)
3 Погружение в урок.
(Слайд 2)
- одним из самых древних декоративно - прикладных искусств – является деревянная
посуда, расписанная умельцами Хохломы. Упоминание о ней встречается в
документах 16 века при царе Иване Грозном. Деревянная посуда быстро
изнашивалась, поэтому ее промасливали и покрывали олифой. На черном фоне
растительный орнамент, знаменитая травка, «кудрины» - завитки. Красный цвет
символизировал любовь, преданность, золотистый цвет – солнце.
(Слайд 3)
- Жостовские мастера славились своими расписными подносами. На черном фоне –
растительный узор.
(Слайд 4)
- Матрешка – одна из любимых детских игрушек. В ней поэтично воплощены русские
национальные черты, особенности народного искусства. Вы думаете, что ей лет 200,
300? Нет, матрешка молода, ей всего 130 лет. Первую матрешку сделал игрушечных
дел мастер – Василий Звездочкин, а расписал художник Сергей Малютин. Эта
матрешка состояла из 8 фигур, изображала девочку с петухом в руках. Окрестили ее
матрешкой – от русского имени Матрена. Матрешка символ России.
(Слайд 5)
- Еще один из древнейших промыслов – изготовление керамической посуды
Гжельскими мастерами. Ей более 650 лет.
Ах, эта роспись- синие цветы, синие листья, голубые бутоны. Покрытые глазурью и
закаленные в огне, они поражают сочностью синей росписи.
В Гжели было сосредоточено чуть ли не половина фарфоровых предприятий России.
Гжельские мастера поставляли посуду на царский двор.
(Слайд 6)
- А вот Городецкая роспись – письмо по дереву. Мастера украшали своими
4
знаменитыми розанами и купавками прялки, хлебницы, спинки стульев и другую
домашнюю утварь. Обязательным элементом были черточки, волнистые линии
«оживка».
5.Знакомство с глиняными игрушками.
(Слайд 7)
- Глиняная игрушка пришла к нам из очень далеких времен. Об этом
свидетельствуют археологические раскопки.
В наши дни глиняная игрушка стала сувениром и изготовляется в специальных
мастерских, а в давние времена предназначалась не для забавы, а для каких-то
обрядов, прежде всего для зазывания весны.
(Слайд 8)
- Филимоновские игрушки отличаются вытянутыми формами, поперечными полосами.
(Слайд 9)
- Интересны игрушки из села Абашево. Игрушки покрыты «глухими», матовыми
эмалями. Длинные шеи с маленькими головками и пышными рогами подчеркивают
неземную силу.
V. Актуализация новых знаний.
(Слайд 10)
- Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы.
Они отличаются пышностью форм, богатством отделки, обилием декоративных
деталей. Игрушки так и называют –Дымковские.
- Почему их так называют?
- Да, зимой, когда топили печи, вся слобода была как бы в тумане, в дымке.
- Что такое слобода? (словарная работа – таблички на доске).
- Правильно, большое село или пригород, где живут мастеровые люди и ремесленники.
Предполагается, что промысел возник в глубокой древности, когда под Вяткой в
ночной битве, не распознав друг друга, сразились два дружественных войска, много
воинов погибло. С тех пор каждую весну справляли тризну по погибшим. А позже
ритуал потерял свой драматический смысл и превратился в весеннее гуляние
свистунью.
- Почему так называли? (свистели в свистульки)
- Спрос на свистульки возрастал, особенно, весной и производство на них оказывалось
выгодным. В Дымково была отличная глина и песок ,пригодные для керамического
промысла. Гончары работали всю зиму, готовясь к весне. (Гончар – мастер, который
работает с глиной)
В промысле сложились оригинальные приемы, свой художественный стиль. В фигурах
барынь выделяется голова в кокошнике или просто с высокой прической, и юбка –
колокол . У птиц – пышный хвост и крылья. У коня – крутая грива. Дымковская
игрушка простая и незамысловатая, отличается от других белым фоном.
- Почему?
- Правильно. Игрушки белили мелом с молоком.
- Какие цвета использовали для росписи?( Красный, жёлтый, синий,
зелёный,оранжевый)
- Из каких элементов состоит узор?( круги, точки, волнистые линии и т.д.)
(Слайд 11)
- Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.
- Цветов