Конспект урока "Создание рисунков с помощью инструментов графического редактора TuxPaint" 4 класс

Урок информатики в 4 классе «Создание рисунков с помощью
инструментов графического редактора TuxPaint»
Тип урока комбинированный урок с применением ИКТ.
Цели:
формирование навыков работы в графическом редакторе;
развитие алгоритмического мышления, творческих способностей;
воспитание чувства меры, эстетического вкуса.
Оборудование: ПК, учебники: Бененсон Е. П., Паутова А. Г. Информатика и
ИКТ: 4кл. – М.:Академкнига, 2008.
Программное обеспечение: Windows XP, Linux, GCompris Развлечения -
TuxPaint
Ход урока.
I. Организационный момент. (2 мин.)
II. Проверка домашнего задания. (5 мин.) (№ 4)
- Какие инструменты надо использовать, чтобы нарисовать луну, как в
учебнике? (окружность, ластик). А цветок? (окружность, ластик). Для
изображения колобка тоже используем окружность и ластик. Почему,
применяя одни и те же инструменты, результат получается разным?
(последовательность действий с этими инструментами разная, т.е.
алгоритм). Посмотрим, какие алгоритмы вы получили. (обсуждение).
III. Разминка. (5 мин.)
Из курса второго и третьего класса мы помним, что любой рисунок
можно закодировать с помощью двоичного кода, т.е. с помощью нулей и
единиц. В задании 6 даны два рисунка, созданные в графическом
редакторе. Первый черно-белый, второй цветной, содержит 16 цветов.
Какой рисунок занимает больше ячеек памяти? (цветной). Сколько ячеек
памяти занимает черно-белый рисунок? (Число квадратов – 24*8=192; в
одной ячейке памяти хранится 8 нулей и единиц, следовательно, этот
рисунок занимает 24 ячейки памяти). Сколько ячеек памяти занимает
цветной рисунок? (16 разных комбинаций можно получить с помощью
четырех нулей и единиц, следовательно, цвет одного квадрата 16-цветного
рисунка кодируется четырьмя нулями и единицами, т.е. 24*8=192*4=768. В
одной ячейке памяти хранится 8 нулей и единиц, значит данный рисунок
занимает 768:8=96 ячеек памяти.) Во сколько раз больше ячеек памяти
занимает цветной рисунок, чем черно-белый? (96:24=4 раза).
IV. Работа в учебнике-тетради. (6 мин.)
Задание № 5. Построение дерева структуры рисунка.
- На рисунке сколько объектов? Столько объектов второго уровня в
дереве структуры. Каждый объект состоит из отдельных частей это
объекты третьего уровня.
Рисунок 1. Дерево структуры рисунка
Физминутка. (2 мин.)
V. Работа с компьютером. (17 мин. + 2 мин. Гимнастика для глаз)
Создание «Пейзажа» в TuxPaint.
Рисунок 2. Окно программы TuxPaint при запуске
Рисунок 3. Окно программы TuxPaint
1) Инструкция по выполнению работы.
При рисовании надо:
1. Выбрать инструмент (блок кнопок слева).
2. Выбрать вид инструмента (блок кнопок справа).
3. Если надо, то выбрать цвет.
4. Рисовать.
5. Если результат не понравился, то его можно отменить.
Этот набор действий надо повторять до завершения рисунка.
2) Инструменты Кисть и Магия позволяют оживить рисунок. Добавьте
по своему вкусу и желанию травку, цветы и т.п.
3) Сохраните рисунок. Откройте сохраненный рисунок, внесите
изменения.
VI. Итог урока. (4 мин.)
- Какие инструменты можно использовать в TuxPaint для ускорения
работы? (Штамп, Краска, Магия).
- Какие действия с фигурами можно делать при рисовании? (Открыть,
Сохранить, Закрасить, Отразить, Удалить).
- Какими способами можно исправлять ошибки при работе в TuxPaint?
(закрашивание кистью того, что нарисовано неправильно; стирание
ластиком; отмена последних действий).
- Как сохранить созданный рисунок? Открыть? (При сохранении
открытого рисунка надо выбрать либо замену старой картинки, либо
сохранение как нового рисунка. Открыть сохранённый рисунок можно,
выделив его иконку в виртуальном "альбоме").
- Оценки за урок.
VIII. Домашнее задание. (2 мин.)
Из учебника задание № 8.