Дидактические игры на уроках информатики


Дидактические игры на уроках информатики
Применение игровой методики при обучении информатике учащихся
младшего школьного возраста:
Темы
Активные (групповые)
Развивающие (индивидуальные)
Информация. Каналы
получения
1.Восстанови скульптуру.
2.Кто задает ритм.
1. Пазлы. 2. Собери открытку из частей 3.
Как лучше запомнить
Кодирование информации
1.Общее дело
2.Испорченный телефон
3.Крокодил
1. Ребусы 2. Японские кроссворды 3.
Зашифрованное письмо 4. Морской бой
Передача информации
1. Крокодил 2.Продолжи
рассказ 3. Я тебя понимаю
1. Допиши предложение 2. Напиши письмо
3. Придумай знак по ТБ
Обработка информации
1. Три "Да" 2. Зеркало
1. Раскрась по правилам 2. Найди
соответствие 3. Найди различия 4. Что за
чем следуют? 5. Загадки
Компьютер. Составные
части
1. Спектакль "Репортаж из
ЦП"
1. Склей свой компьютер 2. Склей дискету
Алгоритмы. Исполнители
1. Спектакль "Переправа
солдат" 2. Спектакль
"Волк, коза и капуста"
1. Муравьиные сказки 2. Выполни задание
3. Нарисуй (Рабочие тетради 1, 2)
Пояснения к некоторым играм.
Игра 1. Испорченный телефон
Группа делится на две команды, каждая выстраивается в ряд. Учитель первому в каждом
ряду сообщает информацию, например слова `компьютер` и `алгоритм`, и они передаются
по ряду каждому от второго до последнего:
a) шепотом на ушко, (остальные не слышат);
b) жестами, пантомимой (остальные с закрытыми глазами);
c) знаками, рисунками (остальные с закрытыми глазами).
Последний сообщает полученную информацию, и она сравнивается с первоначальной.
Задание: обсудить ситуацию потери, искажения информации.
Игра 2. Я тебя понимаю ( Три `Да`)
Группа разбивается на пары. Партнер А задает вопросы партнеры В относительно его
состояния, настроения. Необходимо добиться не менее трех положительных ответов.
Например:
- Тебе грустно?
- Нет.
- Тебе весело?
- Да.
- Ты доволен, что мы играем?
- Да.
- Тебе нравится такая игра, когда тебя спрашивают?
- Да.
Партнеры А и В меняются ролями.
Задание: обсудить процесс обмена и коррекции информации (запрос-ответ)
Игра 3. Привет
Диалоги компьютера и пользователя на примере работы с программами `Роботландия`,
`Тренажеры`, `Привет`.
Задание: обсудить процесс обмена информацией между человеком и компьютером.
Игра 4. Крокодил
Группа разбивается на пары. Партнер А задумывает слово (пишет на карточке) и
невербально (жестами, мимикой) сообщает его партнеру В. Партнер В выдвигает
предположения, его задача - отгадать (принять) сообщение. Партнеры А и В меняются
ролями.
Задание: обсудить разнообразие представления (кодирования) информации и важность
совпадения представлений у отправителя и получателя.
Игра 5. `Общее дело`
Группа разбивается на тройки. Партнер А не может видеть (глаза закрыты), партнер В не
может слышать, партнер С не может говорить, но им нужно договориться об общем деле
(например, о том, что забор следует покрасить в зеленый цвет).
Задание: обсудить, как происходит обмен информацией при ограничениях на какой-либо
из каналов ввода или вывода информации.
Игра 6. `Создай рассказ`
Вся группа (по одному предложению от каждого) составляет связный рассказ.
Задание: обсудить возможность перестановки предложений в рассказе,
взаимосвязанность событий, действий.
Игра 7. `Как лучше запоминается?`
Тест: учитель диктует 10 слов, их необходимо восстановить по памяти. Определяется
количество верно запомненных слов. Тест повторяется с другими словами, но учитель
дает инструкцию - после каждого услышанного слова:
а) представить написание его золотыми буквами;
б) представить его вкус;
в) представить его цвет;
г) представить его запах;
д) представить его на ощупь.
Определяется количество верно запомненных слов.
Задание: обсудить зависимость сохранения и воспроизведения информации человеком от
количества каналов ее получения.
Игры для разных тем.
1. «Молчанка».
Карлсон принёс шары, чтобы подарить вам, но на них что-то
написано. Что же это? А это задания для вас: определите вид
воспринимаемой информации:
Запах хлеба;
Вкус молока;
Голос человека;
Газета…
2. «В гостях у Красной Шапочки».
Помогите Красной Шапочке купить необходимую мебель и
расставить в ее квартире. Но с условием вся мебель разобрана, ваша
задача собрать все ее части, назвать состав объекта и его
предназначение.
3. «Составим поезд».
На каждом вагоне нарисовано множество, ваша задача
определить число элементов во множестве, расположить их в порядке
возрастания (убывания) и составить поезд, чтобы вагоны
располагались по порядку.
4. «Полёт в космос».
Винтик и Шпунтик изобрели космическую ракету и
приглашают совершить с ними путешествие. Да вот беда! Замок
закрыт на нём код. Ваша задача определить код и раскодировать
(открыть) дверь ракеты.
5. «Поезд».
Класс делится на три команды. Выбирается начальник станции,
готовящий составы к отправлению. Он раздаёт детям карточки-
вагончики, на которых записана информация. Учащиеся определяют
информационный объём сообщения в байтах и располагают вагоны в
порядке возрастания (убывания). По сигналу начальник станции
команды начинают составлять поезд. Первыми из депо выходят
«паровозы», затем «вагончики». Ответ - количество информации в
байтах номера вагонов. Как только первый поезд будет составлен,
начальник станции отправляет его в путь под музыкальное
сопровождение песни «Голубой вагон». Второй и третий поезда
отправляются по мере их составления.
6. «Почтальон».
-Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
-Это он, это он –
Наш Усольский почтальон.
Выбираем почтальона и вручаем ему почту: телеграммы,
письма, открытки. В каждой корреспонденции, кроме
нескольких добрых слов адресату, есть задание определить вид
информации или действия, совершаемого с информацией.
Почтальон разносит корреспонденцию учащимся и затем
проверяет выполнение их задания. Если ответ верный ученики
меняются ролями.
7. «Спрячемся от лисы».
Лиса близко притаилась,
Лиса кустиком прикрылась,
Лиса носом повела –
Разбегайтесь кто куда!
Ребята стараются быстрее выполнить задания и спрятать
птиц и животных от лисы (задания записаны на карточках с
рисунками: утка с утятами, курица с цыплятами, зайчик,
козлёнок и т. п.).
8. Диктант «Русское лото».
Учитель сообщает детям, что они будут играть в «Русское
лото», объявляет номер тиража каждому ученику билет с
некоторыми числами от 1 до 90.
Среди этих чисел ответы к заданиям, которые будут читать
учитель. Ученик должен выполнить вычисления, найти в билете
полученное число и зачеркнуть его. Сколько заданий, столько
вычеркнутых чисел должно быть в билете.
Выигрывает ученик, который вычеркнул все числа
правильно. Ему учитель ставит 5. Кто неверно вычеркнул одно
число, получает отметку 4. Так как «Русское лото» - игра, то
другие отметки не ставятся. В заключении учитель желает всем
успеха в розыгрыше следующего тиража.
Переведите в десятичное число 11010…
9. Игра «Пазлы».
Каждый ученик получает поле с ответами, на котором он
будет собирать картинку, и набор пазлов, с одной стороны,
которых изображен фрагмент картинки, а с другой виды
информации.
Ученик должен определить вид информации, найти этот
ответ на поле и положить на него пазл изображением вверх. Если
все виды информации определены правильно, то получается
иллюстрация.
10. «Футбол».
На доске двое ворот: «Источник» и «Приёмник»
информации и мячи, на которых записана ситуация. Выходит
игрок выбирает мяч и забивает гол в нужные ворота гол и т.д.
11. «Цветик-Семицветик».
«Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север,
через юг, возвращайся, сделав круг». Ученик выходит к доске,
открывает листок и говорит: «Лишь коснёшься ты земли, быть,
по-моему, вели!» Читает задание и выполняет их.
12. «Сундук».
Нам прислали сундук, но он закрыт, и что в нём
неизвестно, зато есть много ключей, давайте попробуем
подобрать нужный и открыть волшебный сундук, чтоб
посмотреть, что в нём.
13. «Рыбалка».
Много рыб у нас в пруду
Звери ловят на еду.
Кто поймает больше всех,
С тем удача и успех.
Ребята ловят с помощью удочки-магнит рыбок, которые
плавают в пруду и выполняют задания, записанные сзади их.