Конспект урока "Современные тенденции развития архитектуры ПК" 6 класс

Тема:
«Современные тенденции развития архитектуры ПК»
Цель урока:
1. Образовательная:
сформировать представление об архитектуре компьютера;
Продолжить изучение принципов функционирования и характеристик основных
компонентов компьютера
2. Воспитательная:
воспитывать информационную культуру и компьютерную грамотность, вызвать
интерес к данной теме.
3. Развивающая:
развить познавательные умения, умения пользоваться интерфейсом и инструментами
антивирусной программы, творчески применять полученные знания;
оценивать результаты выполненных действий.
Ход урока
І.Организационный момент
ІІ.Постановка целей и задач урока
ІІІ.Проверка домашнего задания
ІY.Актуализация знаний
1 .Назовите основные блоки компьютера.
2 .Какие вы знаете устройства , входящие в состав аппаратных средств (находятся в
системном блоке)?
3.Какая программа управляет работой любого устройства?
4.Какие устройства компьютера являются внешними а какие-внутренними
5.Перечислите известные вам виды памяти компьютера
Y.Изучение нового материала
Архитектура компьютера - это описание его организации и принципов функционирования
его структурных элементов. Включает основные устройства ЭВМ и структуру связей между
ними.
Обычно, описывая архитектуру ЭВМ, особое внимание уделяют тем принципам ее
организации, которые характерны для большинства машин, относящихся к описываемому
семейству, а также оказывающие влияние на возможности программирования.
Поскольку от архитектуры компьютера зависят возможности программирования на нем,
поэтому при описании архитектуры ЭВМ уделяют внимание описанию команд и памяти.
Можно выделить общие тенденции развития компьютеров:
1. Увеличение количества элементов на единицу площади.
2. Уменьшение размеров.
3. Увеличение скорости работы.
4. Снижение стоимости.
5. Развитие программных средств, с одной стороны, и упрощение, стандартизация
аппаратных – с другой.
Нулевое поколение. Механические вычислители
Предпосылки к появлению компьютера формировались, наверное, с древних времен,
однако нередко обзор начинают со счетной машины Блеза Паскаля, которую он
сконструировал в 1642 г. Эта машина могла выполнять лишь операции сложения и
вычитания. В 70-х годах того же века Готфрид Вильгельм Лейбниц построил машину,
умеющую выполнять операции не только сложения и вычитания, но и умножения и деления.
Первое поколение. Компьютеры на электронных лампах (194х-1955)
Быстродействие: несколько десятков тысяч операций в секунду.
Особенности:
Поскольку лампы имеют существенные размеры и их тысячи, то машины имели
огромные размеры.
Поскольку ламп много и они имеют свойство перегорать, то часто компьютер
простаивал из-за поиска и замены вышедшей из строя лампы.
Лампы выделяют большое количество тепла, следовательно, вычислительные
машины требуют специальные мощные охладительные системы.
Второе поколение. Компьютеры на транзисторах (1955-1965)
Быстродействие: сотни тысяч операций в секунду.
По сравнению с электронными лампами использование транзисторов позволило уменьшить
размеры вычислительной техники, повысить надежность, увеличить скорость работы (до 1
млн. операций в секунду) и почти свести на нет теплоотдачу. Развиваются способы хранения
информации: широко используется магнитная лента, позже появляются диски. В этот период
была замечена первая компьютерная игра.
Первый компьютер на транзисторах TX стал прототипом для компьютеров
ветки PDP фирмы DEC, которые можно считать родоначальниками компьютерной
промышленности, т.к появилось явление массовой продажи машин. DEC выпускает первый
миникомпьютер (размером со шкаф). Зафиксировано появление дисплея.
Третье поколение. Компьютеры на интегральных схемах (1965-1980)
Быстродействие: миллионы операций в секунду.
Интегральная схема представляет собой электронную схему, вытравленную на кремниевом
кристалле. На такой схеме умещаются тысячи транзисторов. Следовательно, компьютеры
этого поколения были вынуждены стать еще мельче, быстрее и дешевле.
Последнее свойство позволяло компьютерам проникать в различные сферы деятельности
человека. Из-за этого они становились более специализированными (т.е. имелись различные
вычислительные машины под различные задачи).
Появилась проблема совместимости выпускаемых моделей (программного обеспечения под
них). Впервые большое внимание совместимости уделила компания IBM.
Четвертое поколение. Компьютеры на больших сверхбольших) интегральных схемах
(1980-…)
Быстродействие: сотни миллионов операций в секунду.
Появилась возможность размещать на одном кристалле не одну интегральную схему, а
тысячи. Быстродействие компьютеров увеличилось значительно. Компьютеры продолжали
дешеветь и теперь их покупали даже отдельные личности, что ознаменовало так называемую
эру персональных компьютеров. Но отдельная личность чаще всего не была
профессиональным программистом. Следовательно, потребовалось развитие программного
обеспечения, чтобы личность могла использовать компьютер в соответствие со своей
фантазией.
В конце 70-х начале 80-х популярностью пользовался компьютера Apple, разработанный
Стивом Джобсом и Стивом Возняком. Позднее в массовое производство был запущен
персональный компьютер IBM PC на процессоре Intel.
Позднее появились суперскалярные процессоры, способные выполнять множество команд
одновременно, а также 64-разрядные компьютеры.
Типы компьютеров: персональные, микроконтроллеры, серверы, мейнфреймы и др.
Для персональных компьютеров обязательно наличие монитора и ряда других
периферийных устройств. В блоке ПК находятся материнская (системная) плата, процессор,
различная память (ОЗУ, жесткий диск), устройства ввода-вывода, интерфейсы
периферийных устройств и др.
ПК хорошо расширяемы. К ним легко подключаются различные дополнительные
устройства. На персональные компьютеры можно устанавливать широкий спектр различного
программного обеспечения.
Игровые компьютеры
По сравнению с персональными вычислительными машинами у игровых компьютеров
увеличены мультимедийные возможности (звук, видео, интерактивность), но существуют
ограничения на объем программного обеспечения, а также возможность дальнейшего
расширения (подключения новых устройств). У игровых компьютеров не предполагается
наличие монитора и жесткого диска.
В качестве примера игрового компьютера можно привести Sony PlayStation.
Карманные компьютеры
Похожи на персональные компьютеры, но меньше их по размеру (представляют собой
«наладонники»). Обычно используются как электронные ежедневники или для чтения
электронных книг.
Микроконтроллеры
Микроконтроллеры устанавливаются на различные бытовые и технические устройства
(сотовые телефоны, стиральные машины, принтеры, телевизоры, автомобили и др.). Они
предоставляют человеку возможность управления устройством.
Микроконтроллер, не смотря на свои размеры, является полноценным вычислительным
устройством, т.к. имеет память, процессор и средства ввода-вывода. Программа для
микроконтроллера обычно устанавливается его производителем, при этом отсутствует
возможность ее изменения в дальнейшем.
Микроконтроллеры производятся в огромных количествах (большими партиями).
Серверы
Серверы отличаются от ПК лишь своей мощностью (серверы мощнее) и необязательностью
присутствия монитора и др. периферийных устройств. Используются в сетях.
У серверов обычно увеличены объемы памяти (ОЗУ и жесткий диск) и установлены
высокоскоростные сетевые интерфейсы. На сервере хранят данные и программы (выделяют
файловый сервер и сервер приложений). Процессор сервера обычно занимается управлением
пользователями и правами для доступа к данным. Вычисления производятся на
компьютерах-клиентах.
Мейнфреймы
Мейнфреймы представляют собой большие компьютеры комнату), производящие
централизованную обработку данных больших объемов. Пользователи получают доступ
через терминалы (клавиатура+монитор) и/или ПК, в основном предназначенные для ввода и
вывода информации. Количество подключаемых терминалов обычно составляет несколько
сотен.
Мейнфреймы характеризуются высокой надежностью.
Мощность мейнфреймов хоть и больше чем у ПК и серверов, но не намного. Зато они
обладают высокой скоростью процессов ввода-вывода и имеют увеличенный размер
постоянной памяти.
Мейнфреймы достаточно дорого стоят (в пределах миллиона долларов). Используются в
больших организациях (банки, аэропорты, правительственные учреждения).
IV. Закрепление изученного
Назовите типы компьютеров
Сколько поколений существует?
Что сконструировал Блез Паскаль?
Кем была Ада Ловлейс
Назовите тенденции развития персонального компьютера
V. Итоги урока.
Оценить работу класса и назвать учащихся, отличавшихся на уроке.
Комментирование и выставление оценок.
VI. Домашнее задание
Выучить конспект и ответить на вопросы после параграфа