Конспект урока "Создание орнамента в программе Paint"


30.10.2014
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
В группе 2-го года обучения
по направлению «ИЗО+Компьютер»
ФИО педагогов:
Грибова Алена Валерьевна
Ильина Валентина Викторовна
Тема занятия:
Создание орнамента в программе Paint
Тип занятия:
Комбинированное
Форма занятий:
Интегрированное занятие
Длительность
занятия:
45 минут
Актуальность и
Новизна:
Современная мировая культура является обладательницей
огромного наследия в сфере всех видов изобразительного
искусства. На протяжении всей истории искусства мы
встречаемся с бесконечным разнообразием орнамента.
Выполняя роль украшения какого-либо предмета, орнамент
не может существовать отдельно от произведения искусства,
он имеет прикладные функции. Произведением же искусства
является сам украшенный орнаментом предмет.
Лоскутное одеяло, стало образом предстоящей
Олимпиады в Сочи 2014. Символизируя характер
современной России и её гостеприимство, лоскутное одеяло
сочетает в себе 28 орнаментов 16-ти национальных
промыслов России. На спортивной одежде для олимпийцев
России тоже присутствует орнамент, создавая красоту и
оригинальность одежды спортсменов.
Всё это содействует сохранению национального
самосознания, которое мы воспитываем у обучающихся.
Компьютер и информационные технологии (применение
различных графических редакторов) дают человеку новые
возможности при создании орнаментов: быстрота создания на
ПК, красочность, разнообразие, проектирование моделей-
заготовок, простота создания и обработки сложного узора.
ИКТ делают учебный процесс интересней и увлекательней,
развивая творческие способности учеников и практические
навыки на уроках информатики, где есть интеграция с
другими предметами.
Цель занятия
Создавать орнамент в графическом редакторе Paint.
Задачи занятия:
продолжить вырабатывать умения пользоваться
графическим редактором;
формировать навыки работы за ПК, с программным
продуктом Paint;
формировать умение правильно и грамотно выражать
свои мысли;
расширить знания об орнаменте и его видах;
развивать творческие способности, память,
внимательность, логическое мышление обучащихся, навыки
индивидуальной практической деятельности, проектно-
исследовательские умения и навыки.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
умение составлять сложные изображения, используя несколько простых
одинаковых фрагментов рисунка;
умение создавать орнамент;
развитие познавательного интереса, творческой активности;
развитие навыков работы на компьютере в графическом редакторе;
воспитание интереса к предмету «Информатика»;
умение использовать палитру.
Метапредметные:
умение выделять в сложных графических объектах простые;
умение планировать работу по конструированию сложных объектов из
простых;
развитие ИКТ-компетентности;
применение знаний из истории создания символа олимпийских игр 2014
«Лоскутное одеяло».
Коммуникативные:
развитие дружеского и делового общения учащихся при организации
коллективной и индивидуальной работы;
Личностные:
развитие внимания, зрительной памяти, воображения, геометрической
зоркости (чувства симметрии), логического мышления;
формирование внимательности, дисциплинированности;
воспитание чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
воспитывать аккуратность в работе;
формирование национального самосознания, уважения к историческому,
культурному наследию России.
Форма работы
обучающихся:
индивидуальная, коллективная
Виды работы
учащихся:
беседа, тестовая работа с раздаточным
материалом, фронтальный опрос (игровой момент),
работа за персональным компьютером.
Решаемые учебные
проблемы:
1) закрепить умения работы в графическом
редакторе;
2) закрепить умения работы с фрагментами в
графическом редакторе;
3) сформировать умения создавать сложные
графические объекты из простых с предварительным
планированием работы.
Основные понятия,
изучаемые на занятии:
графический редактор, фрагмент, действия над
фрагментами рисунка (выделение, копирование,
вставка, поворот на угол, отражение, удаление),
орнамент, цветовой круг: нюансные, горманичные,
контрастные цвета.
Вид используемых на
занятии средств ИКТ:
графический редактор, мультимедийная
интерактивная презентация.
Оборудование:
Используемые на занятии средства ИКТ: ПК
учителя, ПК учащихся, программное обеспечение
графический редактор Paint ОС Windows, программа
Microsoft Power Point, мультимедийный проектор;
Карточка 1 (тест), карточка №2, эскизный
лист, презентация к занятию MS Power Point.
Этапы урока:
1. Организационный момент. Активизация учащихся. (ин)
2. Актуализация опорных знаний: (6 мин)
разминка (задание «Собери слово»);
работа с раздаточным материалом (тест-проверка)
фронтальный опрос (игровое задание)
3. Изучение нового материала: (12 мин)
Понятие “Орнамент” и его виды. Орнамент в олимпийской
символике (олимпийское лоскутное одеяло”).
4. Проблемно-поисковая работа «Проектирование орнамента». (4 мин)
5. Компьютерный практикум «Создание орнамента». (10 мин)
Через 5-7 минут Физкультминутка (зарядка-разрядка). (1 мин)
6. Подведение итогов урока.(2 мин)
беседа (вопросы ученикам)
7. Рефлексия (2 мин)
Структура и ход урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Приветственное слово.
Создание эмоционального настроя и познавательного
интереса к теме.
Здравствуйте, дети! Садитесь!
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз!
Я знаю: каждый из вас гений,
Но без труда талант не впрок.
От вас сегодня жду я творческих решений…
Так, в добрый путь! Начнем занятие!
На занятиях мы изучаем графический редактор Paint.
Создаем рисунки, используя различные инструменты.
Прежде чем, вы узнаете ещё что-то новое и интересное, я
вам предлагаю сначала вспомнить, закрепить то, что вы уже
знаете и умеете.
Приветствуют педагога,
садятся за столы.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
1. Задание- разминка
Путем перестановки букв нужно составить слова,
относящиеся к информатике. Все буквы должны быть
использованы. Объяснить смысл полученного слова.
ШЫМЬ - Мышь лайд 2);
ВИКЛААТУРА - Клавиатура (Слайд 3);
ТОРНИМО - Монитор (Слайд 4);
Внимательно
рассматривают слайд, на
котором дана задача.
Располагают буквы в
правильной
последовательности.
2. Тест-проверка (работа с раздаточным материалом).
(Слайд 5)
Дети! На ваших столах лежат карточки с тестовыми
заданиями – вопросами, карточка № 1. Возьмите их. Всего
вопросов – 5. Ответьте на каждый вопрос, выбрав
правильный вариант ответа в виде буквы.
Давайте теперь проверим, правильно ли вы ответили.
(Слайд 5, эффект 1)
Со стола берут
проверочный тест на
карточке и выполняют
тестовое задание
Обводят ответы теста в
карточки:
1Б, 2Б, 3Б, 4А,
3. Фронтальный опрос. Игровое задание.
Есть ещё игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, вы продолжайте,
Дружно руки поднимайте.
Вам нужно угадать некоторые инструменты
графического редактора.
(Слайд 6, эффекты)
Я буду читать предложение, а вы хором продолжайте
окончание предложения, смотря на слайд.
Солнце, мячик, глаз и шар, нарисует нам…
Смотрите: веточка, какая, это линия…
Чтобы изобразить домик, нужен нам…
Нужен он, чтобы стереть, ненужный вовсе нам
предмет…
Чтобы написать слова, возьмём мы с вами букву
Молодцы!
Какие инструменты мы не назвали? (Слайд 7, окно Paint)
Коллективная работа.
Отвечают дружно хором.
(овал) эллипс
(кривая)
(прямоугольник)
(ластик)
(А) надпись
С помощью педагога
перечисляют остальные
инструменты графического
редактора с демонстрацией
на доске.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Сегодня мы продолжим работать с графическим
редактором и попробуем научиться создавать сложные
изображения из простых.
Дети! Прежде чем вы догадаетесь, о чем пойдёт речь, и
что нового мы будем делать, хочу рассказать вам.
(Слайд 8)
25 апреля 2011 года в Москве было представлено, что
образом олимпиады в Сочи 2014 будет лоскутное одеяло,
которое, сочетает в себе 28 орнаментов 16-ти национальных
промыслов России от гжели до хохломы, будет
символизировать характер современной России и её
гостеприимство.
Идея принадлежит компании "Bosco", являющейся
генеральным партнёром Олимпийской и Паралимпийской
сборных России.
(Слайд 9)
Олимпийское лоскутное одеяло это красота
русской природы каждого времени года, самобытность и
яркость характеров разных национальностей, ремесла,
песни, танцы, люди, эмоции.
Посмотрите внимательно на экран, на каждый кусочек-
лоскуток одеяла. Что на них изображено?
Хорошо!
А кто знает, как можно назвать такие отдельные кусочки
рисунка?
Верно, молодцы! В ваших ответах прозвучало слово –
орнамент!
Значит, как можно озвучить тему нашего занятия?
Слушают, размышляют.
Высказывают
предположения. Участвуют
в определении темы урока.
Дети слушают и
рассматривают
фотографии на слайде.
Картинки, олимпийские
символы, цветочки, разные
фигуры (квадратики,
кружочки)
Фрагменты. Узор.
Орнамент.
Формулирование темы.
«Создание орнамента в
программе Paint».
Да! Сегодня мы научимся создавать орнамент с помощью
графического редактора Paint. (Слайд 10)
Дети! Сегодня у нас урок необычный.
Внимание на экран! (Слайд 11).
Совершим небольшое историческое путешествие. (Слайд
11, эффектов 4).
Земля Русская - древняя земля. Где есть человек, там
появляются предметы быта. В руках умельцев
обыкновенные предметы быта, одежда, посуда, игрушки и
др. предвещались в сказочные произведения искусства.
Неотъемлемая часть народного прикладного искусства
это орнамент.
Посмотрите на рисунок! Есть ли в нём повторяющиеся
элементы? (Слайд 12)
Прошу, одного из вас, ребята, показать на доске, какие
элементы повторяются. Верно! Молодец!
Итак, орнамент это узор, состоящий из
повторяющихся упорядоченных элементов, это узор,
который украшает предмет.
(Слайд 13, эффектов 2)
Орнамент - это повторение, чередование одних и тех же
изображений.
Узор, в котором нет последовательного повторения
одинаковых элементов, не является орнаментом.
Язык орнамента - самый древний язык, возникший
задолго до письменности. Орнаменты, которыми человек
украшал свой быт, служили не только для красоты, но и
несли в себе разную информацию.
(Слайд 13) Орнаменты используют, например, в резьбе по
дереву, керамике, ковроплетении, вышивке, оружейном
литье, выпечке, при росписи подносов, посуды, глиняных
игрушек и др.
Как я уже говорила частью олимпийской символики
является лоскутного одеяла состоящее из 28 орнаменты
16-ти национальных промыслов России, то сегодня я вам
предлагаю познакомиться с различными видами
орнаментов поподробнее.
(Слайд 14)
Орнаменты, как правило, делят на такие виды:
растительный, геометрический, животный, смешанный.
Давайте познакомимся с ними поближе.
Растительный (Слайд 15, 6 эффектов)
В основе растительного орнамента лежат
изобразительные мотивы флористической тематики (цветы,
листья, побеги, бутоны, деревья и т.п.).
Геометрический (Слайд 16, 2 эффекта)
В основе геометрического орнамента лежат
геометрические фигуры и тела (линии, зиг-заги, точки,
Да, на рисунке есть
повторяющиеся
изображения!
Один из обучающихся с
помощью указки
показывает повторяющиеся
элементы рисунка.
квадраты, круги …).
Животный (Слайд 17, 3 эффекта)
В основе животного орнамента лежит изображение
стилизованных реальных или фантастических зверей и
птиц.
Смешанный (Сайд 18, 3 эффекта)
Узор из нескольких видов орнамента.
Также орнаменты различаются не только по виду, но и по
типу. (Слайд 19)
Тип орнамента это классификация орнаментов по
особенностям конструкции
1- полоса (Может располагаться горизонтально,
вертикально и по диагонали; (Слайд 20)
2- розетка или по другому круговой орнамент,
располагается по окружности);(Слайд 21)
3- сетчатый; (Слайд 22)
Сегодня на занятии мы будем работать с орнаментами в
полосе.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
И так как вы думаете, что сегодня мы будем рисовать с
вами?
Сегодня мы будем рисовать орнамент в полосе. Перед
тем как начать работать на компьютере я предлагаю
сделать эскиз орнамента.
На партах у каждого из вас лежит эскизный листок,
который разделен на 4 части. В первой части мы можем
изобразить горизонтальный линейный орнамент, во второй
части вертикальный линейный орнамент, в третей и
четверной части линейный орнамент можно расположить
по диагонали. Выберите, как будет расположен ваш
орнамент.
Как вы видите у нас нарисованы 3 полосы для нашего
орнамента. В каждой из полос вам необходимо будет
нарисовать определенный орнамент. 1- Растительный, 2
Геометрический, 3- Животный.
Орнамент
Работают на местах.
Выбирают как будет
расположен орнамент на
листе.
Выполняют эскиз.
Дети, внимание на меня! Вам предстоит создать полный
орнамент в полосе в программе Paint.
Используйте операции опирование, выделение
фрагментами рисунка в графическом редакторе Paint)
Давайте вспомним цветовой круг. (Слайд 23)
Проговариваем этапы работы создания орнамента в
программе Paint. Работа на ПК. (Слайд 24)
Самостоятельна
практическая работа за ПК.
Действия учителя
Действия ученика
Слайд 25
Внимание! Физкультминутка!
Дружно все встали!
Повторяйте за мной движения!
Выполняют упражнения,
повторяя за педагогом
действия-движения:
Действия учителя
Действия ученика
Беседа.
Подведём итог. (Слайд 26)
1. Ребята, скажите, как называется повторяющийся узор,
который вы сегодня рисовали?
Верно!
2. Какие орнаменты бывают?
Верно!
3. Какие цвета используются для создания орнаментов?
Молодцы, запомнили!
Все вы сегодня справились с заданиями, научились в
компьютерном виде создавать орнамент.
Орнамент.
Животный,
растительный,
геометрический,
смешанный
Красный, зелёный,
жёлтый, редко оранжевый,
синий, фиолетовый.
Наш урок подходит к концу. Может быть, пройдёт
несколько лет и кто-то из вас станет дизайнером,
архитектором, модельером. Вам может пригодиться умение
проектировать, рисовать, творить и фантазировать.
Сегодня вы закончили урок с определённым
настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь
догадываться.
Чтобы передать ваше эмоциональное настроение,
оцените свой успех на уроке и сам урок, выбрав один из
предложенных вам смайликов.
Оценивают свое
состояние в конце урока и
выбирают смайлик
соответствующий их
настроению и состоянию.
Самоанализ занятия
30.10.2014г.
Педагоги: Грибова Алена Валерьевна
Ильина Валентина Викторовна
Было проведено занятие по интегрированной программе «ИЗО + Компьютер» по
теме «Создание орнамента в программе Paint», для 2-го года обучения, возраст
обучающихся 3-6 класс. По степени сложности среднее, для данного возроста
обучающихся доступное.
Тип занятия комбинированное;
Цель занятия - создавать орнамент в графическом редакторе Paint;
Задачи занятия:
продолжить вырабатывать умения пользоваться графическим редактором;