Конспект урока "Думаем и исследуем на ЛОГО"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45»
Современный урок в условиях реализации ФГОС
Урок информатики
«Думаем и исследуем на ЛОГО»
(программирование в среде ЛОГО)
методическая разработка
Автор:
Коровина Наталия Валерьевна,
учитель информатики и ИКТ,
МАОУ «СОШ № 4
I квалификационная категория
Новоуральский городской округ
2015-2016 уч. год
2
Пояснительная записка
Методическая разработка урока информатики по теме «Думаем и исследуем на
ЛОГО» (программирование в среде ЛОГО) для учащихся 6 класса.
Цель урока: создать условия для осмысления понятия «алгоритм и исполнитель».
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).
Знания и умения учащихся на момент урока: понятие исполнитель; назначение
программы Game Logo; основные команды исполнителя Черепашка.
Характеристика класса
В классе 24 учащихся (6 девочек, 18 мальчиков). Психологические особенности
младшего подросткового возраста проявляются в данном классе в полной мере. Дети
активны, подвижны, любознательны, но в силу возрастных особенностей чаще отвлекаются,
их настроение изменчиво. Происходят изменения в познавательной сфере: замедляется темп
деятельности. Теоретическое мышление учащихся в этом возрасте находится лишь на
начальном этапе своего развития, поэтому новые научные термины вводятся постепенно,
материал вводится через практические занятия, к которым учащиеся проявляют наибольший
интерес. Стремление экспериментировать, склонность к фантазированию и чувство
взрослости присутствуют у учащихся, эти особенности класса были учтены при подготовке
урока.
Педагогические методы и приемы
Урок подготовлен в рамках системно-деятельностного подхода к обучению, который
концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся
их возрасту и индивидуальным особенностям.
Для достижения результатов используются элементы следующих методов:
- проблемно-диалогический метод (учитель сначала посредством диалога и
выполнения несложного задания помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е.
сформулировать тему урока. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому
материалу, познавательная мотивация. Затем учитель организует поиск решения, т.е.
«открытие» знания школьниками);
- деятельностный метод (ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их
сам, активно участвует в работе, что способствует активному успешному формированию его
общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений).
Формы работы
Порядок организации учебной деятельности представлен на уроке в виде
фронтальной и групповой форм.
Средства обучения
- наглядные пособия (презентация, задания для работы учащихся);
- компьютеры учащихся и учителя;
- проектор;
- программа Game Logo, Net Control 2 Classroom.
При проведении урока соблюдались основные принципы обучения:
- принцип деятельности (учащиеся в группах выполняют задания);
- принцип непрерывности (материал и деятельность учащихся подобраны с учетом
возрастных психологических особенностей развития детей);
- принцип целостности (в процессе выполнения работы у учащихся формируется
обобщенное системное представление о возможностях программы; кроме этого, материал,
демонстрируемый учащимся с использование современных информационных технологий,
подобран так, чтобы вызывал интерес, прослеживалась связь с учебными предметами,
социализировал учащихся);
- принцип психологической комфортности (доброжелательная атмосфера на уроке,
работа в группах, возможность участвовать в общем обсуждении дают ученикам
возможность самореализоваться и раскрыться, провести саморефлексию);
- принцип творчества (учащиеся, самостоятельно открывая новые возможности
3
программы, приобретают собственный опыт творческой деятельности).
4
Технологическая карта урока
Тема урока: «Думаем и исследуем на ЛОГО» (программирование в среде ЛОГО).
Цель урока: создание условий для осмысления понятия «алгоритм и исполнитель».
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).
Задачи
1. Сформировать понятие алгоритм.
2. Выработать навыки записывать и редактировать текст алгоритма.
3. Выработать навыки оформления алгоритма в виде программы.
4. Развивать творческие способности.
5. Развивать коммуникативные умения учеников в совместной деятельности.
6. Приблизить к самостоятельному решению творческих задач.
7. Воспитать и развить социальные и личностные качества.
Оборудование:
- план работы на уроке;
- задания для каждой группы;
- ПК с программой Game Logo;
- презентация;
- мультимедиа – проектор;
- доска StarBoard;
- программа Net Control 2 Classroom
Планируемы результаты
Личностные: внимательное и доброжелательное отношение к собеседнику;
осознание ответственности за общее дело, трудолюбие.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок.
Познавательные: анализ, классификация, подведение под понятие, постановка и
формулирование проблемы, определение основной и второстепенной информации, синтез,
сравнение, обобщение. Аналогия, структурирование знаний, осознанное и произвольное
построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений,
доказательство, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли, слушать понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и
общения, следовать им; учиться работать в группе, формулирование собственного мнения и
позиции.
5
Ход урока
Этап урока
Цель
Предполагаемые
результаты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Организационный
этап
Ц - Создать
эмоциональный
настрой на урок,
мотивировать
учащихся на работу
Р -
Доброжелательный
настрой учителя и
обучающихся
- Приветствие учащихся,
создание эмоционального
настроя на урок, мотивирует
их к уроку через загадку.
- Прежде чем мы продолжим
нашу работу оцените,
пожалуйста свое настроение
по шкале, которая находится
у вас на рабочем столе.
Приветствуют,
настраиваются на урок,
отгадывают загадку.
- Оценивают свое
настроение
Самоопределение (Л)
Планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками (К)
Актуализация
опорных
знаний
Ц - На основе знаний
учащихся подвести к
раскрытию темы
урока
Р - Готовность
обучающихся к
активной учебно-
познавательной
деятельности
- Подскажите, пожалуйста, с
чем мы познакомились на
предыдущем занятии
- Правильно мы с вами
начали знакомство с
Черепашкой и ее основными
командами
- Напомните мне их,
пожалуйста
Отвечают на вопросы
учителя
предполагаемые ответы
детей
- Познакомились с
Черепашкой
- Писали программы
- Рисовали в ЛОГО
предполагаемые ответы
детей
- вперед
- налево
- направо
- назад
Анализ, синтез,
сравнение, обобщение
(П)
Подведение под
понятие (П)
Выполнение пробного
учебного действия (Р)
Выражать свои мысли
с достаточной
полнотой и точностью
(К)
6
Постановка
цели и задач
урока.
Мотивация
к учебной
деятельности
Ц - На основе
соотнесения своих
знаний и
поставленной
проблемой выявить и
определить тему
урока
Р -
Активныедействия
обучающихся с
объёмом изучения
- Молодцы! А тему
сегодняшнего занятия я
зашифровала в основных
командах Черепашки. Чтобы
ее разгадать вам необходимо
разделиться на группы по
три человека и получить
задания.
- Напомните правила работы
в группах:
- Представитель от каждой
группы получите задание
(приложение 1)
(Время работы в группах
5 минут)
Результат работы в группах
вывешивается на доску и
получается слово
«Алгоритм»
- Какая тема сегодняшнего
на урока?
- А что такое алгоритм вы
мне скажите в конце
сегодняшнего занятия
- Делятся на группы и
выполняют задания в
группах
1. Вы свободно
обмениваетесь
мнениями. Вы имеете
право на ошибку. Не
критикуйте, а
предлагайте.
2. Вы уважаете мнение
каждого участника.
3. Шум может быть
только рабочим.
- Формулируют тему
урока
«Алгоритм»
Анализ, синтез,
сравнение, обобщение
(П)
Постановка и
формулирование
проблемы (П)
Выражать свои мысли
с достаточной
полнотой и точностью
(К)
7
Первичное
закрепление
Ц - Научить,
самостоятельно
выделять
необходимую
информацию
Р - Самостоятельное
выполнение заданий,
требующих
применения знаний в
знакомой ситуации
- Давайте заглянем немного в
историю
- Слово алгоритм происходит
от algorithmi - латинской
формы написания имени
арабского математика IX в.
Аль-Хорезми, который
сформулировал правила
выполнения четырех
арифметических действия
над многозначными числами.
Многие столетия до этого
люди были убеждены, что
правила счета очень сложны
и доступны только
избранным. В учебнике Аль-
Хорезми привел такие
методы счета, которые
усваивает даже ребенок. С
развитием науки и техники
человечество осознало, что
можно научиться выполнять
сложные действия, если их
разбить на
последовательность простых.
Слово «алгоритм» приобрело
другой смысл, не
относящийся к арифметике.
Анализ, синтез,
сравнение, обобщение
(П)
Извлечение
необходимой
информации (П)
Выражать свои мысли
с достаточной
полнотой и точностью
(К)
Применение
знаний
и умений
Ц - Закрепить
навыки работы с
программой
- Хорошо. Давайте
продолжим нашу работу
Работа в группах.
Выполнение действий
(П)
8
Game Logo
Р - Совместное
выполнение заданий,
требующих
применения знаний в
знакомой и
измененной
ситуации
- Предлагаю подойти по
одному представителю от
группы и взять конверт с
заданием (на работу в группе
отводится 15 минут)
- После выполнения задания
возьмите эталон и сравните
со своей работой
Физкультминутка
Сравнивают с эталоном
Осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания (П)
Доказательство (П)
Контроль (Р)
Волеваясаморегуляция
в ситуации
затруднений (Р)
Обобщение
и систематизация
знаний
Ц Сформулировать
понятие «алгоритм»
Р - Классификация и
систематизация,
внутрипредметных
связей
- Давайте посмотрим на
результаты вашей
практической работы.
- Где у вас возникли
затруднения?
- Знания каких учебных
предметов вам сегодня
пригодились?
- Скажите пожалуйста
можете ли вы сказать что
такое «Алгоритм»
- Молодцы. Давайте запишем
это понятие в тетрадь
- На доску проецируются
результаты работы групп.
- Ответы детей
предполагаемые ответы
детей
- математика
- история
- русский язык
предполагаемые ответы
детей
- определенная
последовательность
действий
- четкие шаги
Записывают определение
Нравственно-этическое
оценивание
усваиваемого
содержания (Л)
Анализ, синтез,
сравнение, обобщение
(П)
Осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания (П)
Контроль (Р)
Домашнее
задание
- Я предлагаю вам два
домашних задания.
Записывают домашнее
задание
9
Для всех
1. Написать алгоритм
рисования забора для
исполнителя Черепашка
По выбору
1. Подготовить презентацию
на тему «Алгоритм и
исполнители» (5 слайдов)
2. Написать алгоритм
рисования круга для
исполнителя Черепашка
Рефлексия
Ц - Проверка
способности
самооценки, как
личностный
результат.
Р - Открытость
учащихся в
осмыслении своих
действий и
самооценке.
- Мне интересно мнение
каждого из вас о нашем
уроке. Сформулируйте его,
используя начало фраз
- Я узнал…
- Я понял…
- Мне было интересно….
- Я научился…
- Оцените свое настроение в
конце урока
- Спасибо всем за урок.
Ответы детей
Ставят отметки на шкале
Контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности (П)
Самооценка на основе
критерия успешности
(Л)
Выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью
(К)
10
Приложение 1
Задание для групп
1. Распределите роли в группе
2. Определить какую фигуру нарисует Черепашка, выполнив этот набор команд
Результат перенести на листок – 1 клетка 10 шагов Черепашки
3. Правильность выполнения проверить в программе Game Logo
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте алгоритмы рисования фигур, приведенных на рисунке. Для выполнения
этого задания подготовьте в тетради рисунки, с учетом начального положения Черепашки и
промежуточные цели. Числа на рисунках указывают размер отмеченных углов в градусах.
Размеры других углов рассчитайте или подберите сами. Размеры отрезков произвольны.
2. Рисунки сохраните под номером группы (например, группа 0_треугольник, группа
0_дом, группа 0_парусник).
1 1
1
Оценка своего настроения
Оцените свое настроение по данной шкале
от -5 до +5
начало урока конец урока