Конспект урока "Арифметический цикл с помощью системы Кумир" 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Конспект урока по информатике и ИКТ на тему:
«Арифметический цикл с помощью системы
Кумир»
7 класс
Учитель информатики и ИКТ
Черепова Ольга Николаевна
Ростовская область
г.Зверево
2013 год
Цель: развить умение составлять и записывать алгоритм для
конкретного исполнителя; сформировать знания об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из
языков программирования и циклической структурой. Освоить обучающимися
начал компьютерного программирования, писать простейшие программы на
алгоритмическом языке, создавать программы, рисующие несложные
картинки.
Ожидаемые результаты:
Личностные: навыки самостоятельной работы, дисциплинированность,
общая организованность, уверенность в работе с компьютером,
профессиональная подготовка к получению профессии программиста.
Метапредметные: смысловое чтение, строение логических рассуждений
и умозаключений, делать выводы.
Предметные: умение формально выполнять алгоритмы, описанные с
использованием повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и
табличных величин; умение создавать и выполнять программы для решения
несложных алгоритмических задач в среде программирования Кумир.
Теоретический материал.
Циклический алгоритм (цикл) включает в себя последовательность
многократно повторяющихся действий. Различают арифметические и
итерационные циклы.
В арифметическом цикле количество повторений известно заранее, а в
итерационном действия повторяются до тех пор, пока не выполнится
некоторые условия.
Цикл n раз это составная команда, которая используется, когда
некоторую последовательность команд в алгоритме необходимо повторить
заранее известное количество раз.
Общий вид такого цикла:
нц n раз
список команд (тело цикла)
кц
число повторений n должно быть целым. Оно может быть отрицательным
или равным нулю.
Ключевые слова нц и кц обозначают начало и конец цикла. Их можно
вставить через пункт меню «Вставка» или набрать на клавиатуре.
Представим одну и ту же программу линейного и циклического
алгоритмов.
Задание. Составить программу закрашивания горизонтального ряда,
состоящих из пяти клеток, считая, что Робот находится в центре поля (рис. 1).
Рис. 1 Рис. 2
использовать Робот
алг линейный
нач
. вправо
. закрасить
. вправо
. закрасить
. вправо
. закрасить
. вправо
. закрасить
. вправо
. закрасить
кон
использовать Робот
алг циклический
нач
. нц 5 раз
. . вправо
. . закрасить
. кц
кон
Результат обоих команд будет одинаковым (рис 2.)
Задание 1.
Составить программу закрашивания клеток ( рис. 3), считая, что Робот
находится внизу.
Рис. 3
Ответ:
использовать Робот
алг змейка
нач
. нц 4 раз
. . вверх
. . закрасить
. кц
. нц 3 раз
. . вправо
. . закрасить
. кц
. нц 2 раз
. . вверх
. . закрасить
. кц
кон
Задание 2.
Составить программу, которая проведет Робота из одной точки (Рис. 4) в
другую (Рис.5), используя цикл.
Рис. 4 Рис. 5
Ответ:
использовать Робот
алг Путь
нач
. нц 5 раз
. . вверх
. кц
. нц 3 раз
. . вправо
. кц
кон
Дополнительное задание.
Измените программу так, чтоб робот оказался в начальном положении.
Закрасить путь (Рис. 6), используя цикл.
Рис. 6
Ответ:
использовать Робот
алг закрасить путь
нач
. нц 3 раз
. . закрасить
. . влево
. кц
. нц 5 раз
. . закрасить
. . вниз
. кц
. закрасить
кон
Закрепление материала.
Задание 3.
Составить программу, которая рисует бантик (Рис. 8). Робот находится в
верхней части поля ( Рис. 7).
Рис. 7 Рис. 8
Ответ:
использовать Робот
алг бантик
нач
. нц 6 раз
. . закрасить
. . вниз
. кц
. нц 6 раз
. . закрасить
. . вправо
. . вверх
. кц
. нц 6 раз
. . закрасить
. . вниз
. . закрасить
. кц
. нц 6 раз
. . влево
. . вверх
. . закрасить
. кц
кон
Домашнее задание.
Робот находится в правом верхнем углу поля (Рис. 9). Составьте
программу рисования буквы «Б» (Рис. 10), используя арифметический цикл.
Рис. 9
Рис. 10
Ответ:
использовать Робот
алг Буква Б
нач
. нц 3 раз
. . закрасить
. . влево
. кц
. нц 5 раз
. . закрасить
. . вниз
. кц
. нц 3 раз
. . закрасить
. . вправо
. кц
. нц 3 раз
. . закрасить
. . вверх
. кц
. нц 3 раз
. . закрасить
. . влево
. кц
кон
Информационные ресурсы.
1. Удалова Т.Л., Ануфриева М.В. Информатика. Кумир. - Саратов:
Лицей, 2012.
2. Система Кумир.
3. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=8421
4. http://rpxwiki.com/interesnoe/avtomatichjeskij-pomoshhnik