Конспект урока "Моделирование случайных процессов в среде табличного процессора" 9 класс

Наименование УО: МОУ гимназия №1 г.Липецка
Учитель: Попова Маргарита Юрьевна
Предмет: Информатика
Класс: 9 класс
Профиль: естественно- математический
Тип урока: Комбинированный - урок формирования и закрепления умений и навыков
практического использования MS Excel.
Учебные пособия:
1. Учебник по информатике для 9 класса/ под ред. Макаровой Н.В. – СПб.: Питер, 2001г.
2. Информатика. Типовые тестовые задания. Под редакцией П.А. Якушкин, В.Р.Лещинер,
Д.П.Кириенко / «Экзамен», Москва 2010.
Тема урока: Моделирование случайных процессов в среде табличного процессора
Цель урока: научиться моделировать случайные процессы в электронных таблицах
Задачи урока
Образовательные:
повторить и закрепить знания и умения работы в MS Excel;
отработать основные приемы работы с электронными таблицами.
Воспитательные:
воспитывать общую и информационную культуру, трудолюбие, усидчивость,
терпение, бережное отношение к школьной технике.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, способность к анализу.
Оборудование урока:
o приложение MS Windows ЭТ MS Excel;
o карточки – задания с вопросами для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие. (2 мин)
Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, объявление темы и цели
урока.
При выполнении работы должны соблюдаться правила ТБ при работе за ПК и правила
поведения в компьютерном классе.
II. Постановка темы и целей урока. (2 мин) Слайд 1,2
III. Объяснение нового материала. (16 мин)
Предлагается учащимся решить следующую задачу «Бросание монеты» Слайд 3
I этап. Постановка задачи. Слайд 4
Бросание монеты
Решение задач на компьютере обычно разделяют на несколько этапов.
А. Описание задачи:
У вас есть 10 монет. Вы хотите увеличить свой капитал в два раза, испытав заодно и свою
судьбу. Суть игра проста. Играя с маклером, вы делаете ставку и бросаете монету. Если
выпадает «орел», маклер выдает вам сумму вашей ставки, в противном случае вы ему
отдаете эту сумму. Ставка может быть любой: от 1 до 10. Вы можете назначить самую
большую ставку в 10 монет, и тогда за один бросок выясниться, «сорвали» ли вы банк
или, наоборот, обанкротились. Опытные игроки действуют более осторожно, начиная с
маленькой ставки.
B. Цель моделирования: Слайд 5
Выяснить, какая тактика чаще приводит к результату (положительному или
отрицательному).
C. Формализация задачи: Слайд 6
Каков характер процесса? Случайный
Чем характеризуется игрок? Начальным капиталом К
нач,
Ставкой СТ, Текущей
наличностью К
тек
Чем характеризуется монета? Положение (орел/решка)
II этап. Разработка модели. Слайд 8
A. Информационная модель: (Составление модели по условию задачи). Слайд 9
Объект
Параметры
Действия
название
значение
Игрок
Начальным капиталом К
нач
Ставкой СТ
Исходные
данные
Исходные
данные
Выбор ставки
Вычисление наличности
Текущей наличностью К
тек
Расчетные
данные
Продолжение игры
Маклер
Бросок
Выигрыш
Проигрыш
Расчетные
данные
Расчетные
данные
Расчетные
данные
Выплата проигранного
Прекращение игры по
банкротству
Монета
Вероятность угадывания
результата
Положение «орел/решка»
Константа
Расчетные
данные
Подбрасывание монет
Определение результата
падения
Для обработки используются стандартные логические и статистические функции,
имеющиеся во многих средах
V. Самостоятельная работа. (14 мин) Слайд 11
С помощью электронной таблицы учащимся предлагается построить компьютерную
модель.
Заполняют учащиеся по образцу расчетную таблицу (карточки)
С. Компьютерная модель:
Ввести в таблицу исходные данные по образцу:
Ввести в таблицу формулы для расчетов.
Формулы учащиеся заностят в электронные таблицы.
В ячейку А7 вводится формулу :=ЕСЛИ(СЛУЧ_ЧИСЛО()<0,5;1;0)
В ячейку В7 вводится формулу :=ЕСЛИ(A7=1;$B$4+$D$4;$B$4-$D$4)
В ячейку C7 вводится формулу :=ЕСЛИ(B7<2*$B$4;”-“;”банк”)
В ячейку D7 вводится формулу :=ЕСЛИ(B7>0;”-“;”банкрот”)
В ячейку B8 вводится формулу :=ЕСЛИ(A8=1;B7+$D$4;B7-$D$4)
D. Компьютерный эксперимент
Тестирование
Проверить правильность ввода формул.
Проведение исследования
Тестирование
Введите в таблицу контрольные исходные данные и расчетные формулы в первую
строку. Результаты сравнить с приведенными в таблице.
Если в столбце Бросок выпал «0» («решка»), данные в остальных столбцах должны
быть следующими:
Бросок
Наличность
Выигрыш
Проигрыш
0
9
-
-
Видим уменьшение наличности на величину ставки.
Если в столбце Бросок выпала «1» (2орел»), данные в остальных столбцах должны
быть следующими:
Бросок
Наличность
Выигрыш
Проигрыш
1
11
-
-
Видим увеличение наличности на величину ставки.
Сравнение с контрольным образцом показывает правильность введения формул.
Ответить на вопросы:
Кто чаще выигрывает: казино или игрок?
Сколько в среднем бросков надо сделать до окончания игры?
VI. Подведение итогов. (3 мин) Слайд 12
Подведение итогов работы. Оценки за урок. Ответы на вопросы.
- Для чего нужна моделировать случайные процессы?
- Мои достижения на уроке:
я научился…
я понял, как…
оформил результаты, используя…
другой вариант
VII. Домашняя работа. (3 мин) Слайд 13
Лотерея «Спортлото»
Смоделируйте серию игр «5 из 36», организовав эксперименты и с одной, и с другой
тактикой.