Конспект урока "Компьютерная графика и области ее применения"

Компьютерная графика и области ее применения.
Цели:
Образовательная: обучение отличию изображения разных видов,
ознакомление учащихся с историей компьютерной графики, рассмотрение
областей применения компьютерной графики, представление о видах
графики;
Развивающая: развитие навыков и умений работы с графикой;
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся,
чувства уважения к науке, привитие учащимся навыка самостоятельности в
работе.
Оборудование: компьютеры, проектор; программное обеспечение:
презентация по теме урока, раздаточный материал.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Изложение нового материала.
- История компьютерной графики
- Области применения компьютерной графики
- Художественная и рекламная графика
- Анимированные графические объекты
3. Домашнее задание.
4. Итог урока.
5. Компьютерный практикум.
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Васильевна. Сегодня мы с
вами начнём изучать новый раздел. Тема сегодняшнего урока:
«Компьютерная графика».
2. Изложение нового материала.
- Сегодня на уроке мы изучим компьютерную графику и области, в
которых она применяется.
- Ребята, а кто из вас знает, что такое компьютерная графика? (ответы
детей)
-Давайте откроем учебники на странице 98 и прочитаем определение
компьютерной графики (дети читают).
(Компьютерной графикой называется раздел информатики,
занимающийся проблемами создания и обработки на компьютере
графических изображений).
Слайд 1.
Компьютерная графика - раздел информатики, занимающийся
проблемами создания и обработки на компьютере графических изображений.
Под видами компьютерной графики подразумевается способ
хранения изображения на плоскости монитора.
Монитор это устройство вывода информации, хранящейся в памяти
компьютера. Значит, и «картинки» на экране – это отображение информации,
находящейся в компьютерной памяти.
Представление данных на компьютере в графическом виде впервые
было реализовано в середине 50-х годов.
Слайды 2-6. История компьютерной графики.
Первоначально программисты научились получать рисунки в режиме
символьной печати. На бумажных листах с помощью символов (звёздочек,
точек, крестиков, букв) получались рисунки, напоминающие мозаику.
- Пример такого рисунка вы сейчас видите на экране.
С помощью символьной печати программисты умудрялись получать
даже художественные изображения. Затем появились специальные
устройства для графического вывода на бумагу графопостроители (другое
название плоттеры). С помощью такого устройства на лист бумаги
чернильным пером наносятся графические изображения: графики,
диаграммы, технические чертежи.
Настоящая революция в компьютерной графике произошла с
появлением графических дисплеев.
Рисунок из памяти компьютера может быть выведен не только на
экран, но и на бумагу с помощью принтера. Существуют принтеры цветной
печати, дающие качество рисунков на уровне фотографий.
Приложения компьютерной графики очень разнообразны. Для каждого
направления создается специальное программное обеспечение, которое
называют графическими программами, или графическими пакетами.
- А вы знаете, где в настоящее время применяется компьютерная
графика? (дети отвечают)
- Правильно. В настоящий момент компьютерную графику применяют
представители самых разных профессий:
архитекторы при проектировании зданий;
инженеры-конструкторы при создании новых видов техники;
астрономы при нанесении новых объектов на карту звёздного
неба;
мультипликаторы при создании новых мультфильмов;
учёные;
работники рекламного бизнеса.
- Выделяют несколько областей компьютерной графики. Давайте о них
поговорим.
Слайд 7. Научная графика.
Это направление появилось самым первым. Его назначение
визуализация (т.е. наглядное изображение) объектов научных исследований,
графическая обработка результатов расчётов, проведение вычислительных
экспериментов с наглядным представлением их результатов.
Слайд 8. Деловая графика.
Эта область компьютерной графики предназначена для создания
иллюстраций, часто используемых в работе различных учреждений.
Плановые показатели, отчётная документация, статистические сводки вот
объекты, для которых с помощью деловой графики создаются
иллюстративные материалы.
Слайд 9, 10. Конструкторская графика.
Она применяется в работе инженеров-конструкторов, изобретателей
новой техники. Средствами компьютерной графики можно получать плоские
изображения (проекции, сечения) и пространственные, трёхмерные
изображения.
Слайд 11-13. Иллюстративная графика.
Программные средства иллюстративной графики позволяют человеку
использовать компьютер для произвольного рисования, черчения подобно
тому, как он это делает на бумаге с помощью карандашей, кисточек, красок,
циркулей, линеек и других инструментов. Простейшие программные
средства иллюстративной графики называются графическими редакторами.
- Так как в учебнике у вас нет определения, что такое графический
редактор, давайте его запишем.
(Графический редактор это программа, позволяющая создавать
изображения).
- Ребята, а какие графические редакторы вам уже известны? (Paint,
Adobe Photoshop).
- А из чего состоят изображения, создаваемые в этих редакторах?
(точек, пикселей)
- А где ещё мы можем создавать изображения? (Word)
- А из чего состоят изображения в данном редакторе? (из прямых,
прямоугольников, окружностей).
- Молодцы!
Слайды 14, 15. Художественная и рекламная графика.
Это новая отрасль, ставшая уже популярной во многом благодаря
телевидению. С помощью компьютера создаются рекламные ролики,
мультфильмы, компьютерные игры, видеоуроки, видеопрезентации и многое
другое.
Графические пакеты для этих целей требуют больших ресурсов
компьютера по быстродействию и памяти.
Отличительной особенностью этого класса графических пакетов
является возможность создания реалистических (очень близких к
естественным) изображений, а также «движущихся картинок».
Слайд 16, 17. Компьютерная анимация.
Получение движущихся изображений на мониторе компьютера
называется компьютерной анимацией. Слово «анимация» означает
«оживление».
Полученные рисунки, выводимые последовательно на экран с
определённой частотой, создают иллюзию движения.
В недавнем прошлом художники-мультипликаторы создавали свои
фильмы вручную. Чтобы передать движение им приходилось делать тысячи
рисунков, отличающиеся друг от друга лишь небольшими изменениями.
Затем эти рисунки переснимались на киноплёнку. Система компьютерной
анимации берёт значительную часть рутинной работы на себя. Например,
теперь художник может создавать на экране рисунки лишь начального и
конечного состояний движущегося объекта, а все промежуточные состояния
рассчитывает и изображает компьютер.
- Теперь давайте поговорим о технических средствах компьютерной
графики, в частности о мониторе и принципах его работы.
Слайд 18-21. Технические средства.
Точки на экране компьютера выстроены в ровные ряды. Совокупность
точечных строк образует графическую сетку, или растр (рис.4.8)
Одна точка носит название видеопиксель (или пиксель).
Слово «пиксель» происходит от английского «picture element» -
элемент рисунка. Чем гуще сетка пикселей на экране, тем лучше качество
изображения. Размер графической сетки обычно представляется в форме
произведения числа точек в горизонтальной строке на число строк: M x N.
На современных мониторах используются, например, такие размеры
графической сетки:
640 x 480;
1024 x 768;
1280 x 1024.
Размер монитора характеризуется длиной диагонали его экрана,
выраженной в дюймах. 1 дюйм=2,54 см. Бывают мониторы с диагональю 14,
15, 17, 19 и более дюймов.
- Ребята, а кто знает, как же получается цветное изображение на
экране?
Ответ таков: каждый пиксель на цветном экране это совокупность
трёх точек разного цвета: красного, зелёного и синего. Эти точки
расположены так близко друг к другу, что нам они кажутся слившимися в
одну точку.
Из сочетаний красного, зеленого и синего цветов складывается вся
красочная палитра на экране.
Слайд 22,23. Видеопамять и дисплейный процессор.
- Сейчас на экране вы видите схему вывода изображения на экран. Она
включает в себя: монитор и видеоадаптер, который через магистраль связан с
центральным процессором и оперативной памятью. В учебнике у вас есть
определения. Давайте их прочитаем (дети читают).
- Что такое видеоадаптер?
(Видеоадаптер устройство, управляющее работой графического
дисплея.) Видеоадаптер состоит из двух частей: видеопамяти и дисплейного
процессора.
- Видеопамять предназначена для хранения видеоинформации
двоичного кода изображения, выводимого на экран.
В видеопамяти содержится информация о состоянии каждого пикселя
экрана.
- Что такое видеопамять?
(Видеопамять это электронное энергозависимое запоминающее
устройство. На современных компьютерах её размер составляет десятки
мегабайтов).
- Что такое дисплейный процессор?
(Дисплейный процессор вторая составляющая видеоадаптера).
- Дисплейный процессор читает содержимое видеопамяти и в
соответствии ним управляет работой дисплея.
- Таким образом, к видеопамяти имеют доступ два процессора:
центральный и дисплейный. Центральный процессор записывает
видеоинформацию, а дисплейный периодически читает её и передаёт на
монитор, на котором эта информация превращается в изображение.
Слайд 24. Устройства ввода изображения в компьютер.
Монитор-это устройство вывода изображения. А каким образом
изображение можно ввести в компьютер? Для этого используется сканер.
Видеоадаптер преобразует двоичный код в изображение на экране; сканер
преобразует изображение на рисунке, чертеже, фотографии в двоичный код,
который записывается в память компьютера. Сканер получил своё название в
соответствии с принципом своей работы: световой луч построчно сканирует
плоский рисунок подобно тому, как электронный луч сканирует экран
дисплея.
С помощью сканера в компьютер можно вводить текст, напечатанный
на листе бумаги. Используя специальную программу распознавания текста,
его изображение можно преобразовать в текстовый формат.
В компьютер изображение может вводиться с цифрового фотоаппарата
или с цифровой видеокамеры. На фотоаппарате фотография сохраняется в
виде двоичного кода на сменной флеш-карте, а фильм в видеокамере
записывается на магнитную ленту. Затем они могут быть переписаны в
компьютер для просмотра и обработки.
Слайд 25,26. Коротко о главном.
Компьютерная графика это раздел информатики, занимающийся
проблемами создания и обработки на компьютере графических изображений
(рисунков, чертежей, мультипликации).
Для создания графических изображений требуется специальное
программное обеспечение – графические пакеты.
Основные области применения компьютерной графики: научная
графика; деловая графика; конструкторская графика; иллюстративная
графика; художественная и рекламная графика.
Компьютерная анимация это получение движущихся изображений
на экране монитора.
Система вывода изображения на экран включает в себя монитор
(дисплей) и видеоадаптер.
Видеоадаптер состоит из видеопамяти и дисплейного процессора.
Изображение на экране монитора получается из совокупности
множества светящихся точек – видеопикселей.
Пиксели на экране образуют сетку из горизонтальных строк и
вертикальных столбцов, которая носит название «растр».
Размер графической сетки MxN определяет разрешающую способность
экрана, от которой зависит качество изображения.
Цвет пикселя на цветном экране монитора формируется из трёх
базовых цветов: красного, зелёного и синего. Из сочетания этих трёх цветов
получаются все другие цвета.
Для ввода изображения в компьютер используются сканеры, цифровые
фотоаппараты, цифровые видеокамеры.
- Итак, сегодня мы с вами познакомились с компьютерной графикой, с
областями её применения. А теперь давайте запишем домашнее задание.
3. Домашнее задание.
Учебник: § 18,19 (стр. 98 – 110), выучить все определения и знать
ответы на вопросы, которые в конце каждого параграфа.
4. Итог урока.
- Давайте подведём итог нашего урока и ответим на вопросы:
1) Что же такое компьютерная графика?
2) На какие устройства производится вывод графических изображений?
3) Что такое пиксель?
4) Что такое растр?
5) Из каких цветов получаются все остальные цвета на дисплее?
- Молодцы!
5. Компьютерный практикум.
- А теперь рассаживаемся за компьютеры, получаем задание и выполняем
его. Ваше задание таково: нарисовать в ТР MS Word бабочку с помощью
различных символов. (Детям раздаётся раздаточный материал).
__$$
________$$$
________$$$$
________$$$$
_______$$$$$$
_______$$$$$$
______$$$$$$$$
______$$$_$$$$
______$$$$_$$$
_____$$$$$_$$$$___
_____$$$$$$_$$$___I
____$$$$$$$_$$$__I
____$$$$$$$$_$$__I
____$$$$$_$$_$$_I__
_____$$$$$_$$$$__I__I
______$$$$$_$$$_#
_______$$$$$_##__$$$$$$$
_____$$$$$$$_##$$$$$$$$$$$$$$$
___$$$$$$$_##_$$$$__$$$$$$$$$$$$$$
___$$$$$$$$_###$$_$$$__$$$$$$$$$$$$$$
___$$$$$$_###_$$$_$$$$__$$$$$$$$$$$$$$$$
___$$$$$_###_$$$$$$_$$$$$$_$$$$$$$$$$$$$$$
__$$$$$__##_$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$__$$$$$$$$
_$$$$$__#__$$$$$$$$$$$$$$
_$$$_______$$$$_$$$$$$$$
_$__________$$$$___$$$$
_$_________$$$$$$$
_____________$$$$$$$
____________$$$$$
___________$$$$$
_________$$$