Урок-конференция "История развития химии. Алхимия" 8 класс

Урок-конференция по химии для учащихся 8 класса на тему
"История развития химии. Алхимия."
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о развитии
химии как науки, познакомить с историей возникновения химии и учеными,
участвующими в этом процессе.
Задачи.
1. Образовательные:
Сформировать у учащихся знания о:
- периодах алхимии;
- ученых;
- разных направлениях, по которым развивалась химия.
2. Развивающие:
Продолжить работу над формированием у учащихся:
- навыков частично-поисковой деятельности;
- умения работать в заданном темпе;
- умения пользоваться справочными материалами.
3. Воспитывающие:
- содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала и частичного закрепления знаний.
Форма урока: урок-конференция.
Оформление: запись темы на доске, алхимические знаки и символы, портреты
Альберт Великий (1193-1280).Арнольдо де Вилланова (1240-1311),Раймонд
Луллий (1235-1314),Василий Валентин, Никола Фламель (1330-1418),Парацельс
(1493-1541),Бернардо, Добряк из Тревизо (1406-1490),Дени Зашер (1510-
1556),Эдвард Келли (1555-1597),Эйреней Филарет, Ломоносссов М.В., Бутлеров
А.М., Менделеев Д.И., колбы, пробирки с подкрашенной водой, стенд со
списком используемой учащимися литературы, выставка дополнительной
литературы.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Конференция.
3. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята, садитесь. Прежде чем мы начнем заниматься делом, я
хотел бы, чтобы каждый из вас настроился на урок. Перед вами лежат карточки
разных цветов. Если в конце урока вы почувствуете, что ваши знания и
настроение улучшились – поднимите карточку красного цвета, если вы
получили недостаточно информации – синего, а если урок не принес вам
полезных знаний и удовлетворения – зеленого цвета.
2. Конференция.
Выступают докладчики — ученики, подготовившие доклад и хорошо
изучившие материал.
Вдоль стены стоит стол с членами жюри и председателем. Члены жюри
оценивают докладчиков при помощи карточек с цифрами от 1 до 6.
Председатель ведет протокол конференции. Члены жюри могут задавать
вопросы докладчикам по тексту доклада, а также озвучивать свое мнение о
докладах.
Докладчиков 7 человек. И 5 членов жюри, включая председателя. Остальные
учащиеся слушают доклады и могут задавать вопросы докладчикам и активно
дискутировать.
1 -й докладчик.
Тема «Алхимический период. Александрийская алхимия»
Колыбелью химии принято считать Александрийскую академию. Основанная
Александром Македонским в 332 г до н.э. новая столица Египта Александрия
быстро стала крупнейшим торговым и культурным центром античного
Средиземноморья. Птолемей Сотер, соратник Александра, ставший после
смерти последнего (323 до н.э.) царём Египта, основал Александрийскую
академию, которая вместе с созданным при ней крупнейшим хранилищем
античных рукописей – Александрийской библиотекой (около 700 000
рукописей) просуществовала около тысячи лет (до VII в. н.э.). С академией
связаны имена таких выдающихся мыслителей античности,
как Евклид, Архимед, Птолемей. Греки принесли в Египет свою
натурфилософию, прежде всего учение Платона и Аристотеля. В самом Египте
имелась высокоразвитая ремесленная химия, причём её существенное отличие
от греческой заключалось в сосредоточении ремёсел вокруг храмов, прежде
всего храмов египетского бога Тота (Дхути). В храмах используемые рецептуры
и технологические процессы тщательно записывались, сохранялись и
оберегались от непосвящённых; в то же время они тесно связывались с
астрологией и магическими обрядами. Практическими знаниями в Египте (в
отличие от Греции), таким образом, обладали не только простые ремесленники
рабы и представители низших классов свободных людей, но и жрецы –
достаточно образованные люди, занимающие высокое социальное положение.
Именно в Александрийской академии произошло соединение теории (античной
натурфилософии) и практических знаний о веществах, их свойствах и
превращениях; из этого соединения и зародилась новая наука – khemeia. Само
название химии обычно считается происходящим от древнего названия Египта
Кем или Хем – и, по-видимому, оно должно было означать нечто вроде
"египетского искусства". Впервые слово "химия" встречается в книге
сицилийского астронома и математика Юлиуса Матерна Фирмика (336 г. н. э.).В
результате объединения практических знаний египетских жрецов и
натурфилософии произошли два взаимообусловленных процесса:
1. Эллинизация "священного тайного искусства" египетских жрецов.
Практические знания приобрели "теоретическую базу" в виде платоновско-
аристотелевского учения о четырёх элементах-стихиях.
2. Мистификация натурфилософии. В рациональную систему Аристотеля были
привнесены посылки Пифагора о важнейшей роли числа и прочие мистические
элементы, изначально совершенно нехарактерные для аристотелевской
метафизики.
Родившаяся в Александрии алхимия (само слово "алхимия" имеет более
позднее происхождение) сразу же обзавелась небесным покровителем – им стал
египетский бог Тот (Дхути), аналог греко-римского Гермеса-Меркурия, вестник
богов, бог торговли, обмана и т.п. Тот-Гермес часто отождествляется с
легендарным основателем алхимии Гермесом Трисмегистом рижды
Величайшим), которому, по мнению алхимиков, люди обязаны существованием
письменности, календаря, астрономии и пр. В Александрийской академии
лаборатории "священного искусства" размещались в главном здании академии –
храме Сераписа (храм жизни, смерти и исцеления). На протяжении всего своего
существования алхимия оставалась наукой герметической закрытой для
непосвящённых.Основными объектами изучения александрийской алхимии
являлись металлы; именно в александрийской алхимии сформировалась
традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из
семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета и
день недели. Впрочем, в европейской алхимической традиции ртуть зачастую
металлом не считалась, поскольку в Библии она не упомянута.К числу
несомненных практических достижений греко-египетских алхимиков следует
отнести открытие явления амальгамирования металлов (описано Диоскоридом,
I век н.э.). Александрийскими алхимиками был усовершенствован способ
извлечения золота и серебра из руд, для чего широко применялась ртуть,
получаемая из киновари или каломели. Амальгаму золота начали применять для
позолоты. Алхимиками был разработан также способ очистки золота
купелированием – нагреванием руды со свинцом и селитрой.Помимо
практического значения, уникальная способность ртути образовывать
амальгаму привела к появлению представления о ртути, как об особом,
"первичном" металле. Тому же способствовали и необычные свойства
соединения ртути с серой киновари, – которая в зависимости от условий
получения имеет различную окраску – от красной до синей.Первым
значительным представителем александрийской алхимии, имя которого дошло
до наших дней, являлся Болос Демокритос из Менде, известный ещё как
Псевдо-Демокрит (ок. 200 до н.э.). Написанная Болосом книга "Физика и
мистика" состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру,
драгоценным камням и пурпуру. У Болоса впервые сформулирована идея
трансмутации металлов превращения одного металла в другой, прежде всего
неблагородных металлов (свинца или железа) в золото, ставшая основной
задачей всего алхимического периода.Следует отметить, что возможность
трансмутации обосновывалась алхимиками на основе теории четырёх
элементов-стихий. Сами элементы, сочетанием которых образованы все
вещества, способны превращаться друг в друга. Поэтому превращение одного
металла, составленного из этих элементов, в другой металл, составленный их
тех же элементов в другом сочетании, считалось лишь вопросом метода
(искусства). Практической предпосылкой возникновения идеи трансмутации
могло быть известное с древности резкое изменение окраски и свойств металла
при введении некоторых добавок (например, цвет известной с IV тысячелетия
до н.э. мышьяковистой меди варьируется от белого до красноватых и
золотистых оттенков).Осуществление трансмутации металлов и составило
основную задачу алхимии на протяжении всего её существования. Первые
описания способов изготовления сплавов, подобных благородным металлам,
имеются уже в работе Болоса; в частности, там описывается приготовление
латуни – жёлтого сплава меди с цинком, каковой сплав, по мнению Болоса,
являлся золотом.Ещё одно дошедшее до нашего времени сочинение
александрийского периода – энциклопедия, которую около 300 г. написал Зосим
Панополит. В этой книге, представляющей собой производственные рецептуры,
обильно сдобренные мистикой, им сведены все знания по khemeia, собранные
за предыдущие пять или шесть веков. Зосим определял khemeia как искусство
делания золота и серебра, причём особо указывал на запрет разглашения тайн
этого искусства.Помимо упомянутых собраний рецептур, от александрийского
периода осталось также и множество герметических текстов, представляющих
собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ, к
числу которых относится и знаменитая "Изумрудная скрижаль" ("Tabula
smaragdina") Гермеса Трисмегиста.В целом следует отметить, что об
александрийском этапе алхимии известно очень мало. Причиной этого является,
прежде всего, практически полное уничтожение Александрийской библиотеки.
Помимо этого, римский император Диоклетиан (243-315), дабы исключить
возможность получения дешёвого золота, что подорвало бы и без того шаткую
экономику разваливающейся империи, запретил занятия химией и приказал
уничтожить все труды по khemeia.Утверждение христианства в качестве
государственной религии Римской империи при императоре Константине (285-
337) привело к ещё большим гонениям на алхимию, пронизанную языческой
мистикой и в силу этого, безусловно, являющуюся ересью. Поскольку
средоточением естествознания и античной философии являлась
Александрийская академия, она неоднократно подвергались разгромам
фанатиками-христианами. В 385-415 гг. были разрушены многие здания
Александрийской академии, в т.ч. и храм Сераписа. В 529 г. римский папа
Григорий I запретил чтение древних книг и занятие математикой и философией;
христианская Европа погрузилась во мрак раннего средневековья. Формально
Александрийская академия прекратила свое существование после завоевания
Египта арабами в 640 г. Однако научные и культурные традиции греческой
школы на Востоке сохранялись какое-то время в Византийской империи, а затем
они были восприняты арабским миром.
2-й докладчик
Тема «Арабская алхимия»
В VII веке началось победоносное шествие новой мировой религии ислама
что привело к созданию огромного Халифата, включившего в себя Малую и
Среднюю Азию, Северную Африку (включая, разумеется, и Египет) и юг
Пиренейского полуострова в Европе. Арабские халифы, подражая Александру
Македонскому, покровительствовали наукам. На Ближнем Востоке – в Дамаске,
Багдаде, Кордове, Каире – были созданы университеты, на несколько столетий
ставшие главными научными центрами и давшие человечеству целую плеяду
выдающихся учёных. Слово khemeia преобразовалось в арабском языке в al-
khimiya, давшее название описываемому этапу. Влияние ислама в арабских
университетах было сравнительно слабым; кроме того, изучение трудов
античных авторов не противоречило трём обязательным исламским догматам
вере в Аллаха, в его пророков и загробный суд. Благодаря этому на Арабском
Востоке могли свободно развиваться научные представления, в основе которых
лежало научное наследие античности, в том числе и александрийская
khemeia.Теоретической основой арабской алхимии стало учение Аристотеля и
его идея о взаимопревращаемости элементов. Однако для интерпретации
опытных данных, касающихся свойств металлов, теория Аристотеля оказалась
не слишком удобной, поскольку описывала, прежде всего, физические свойства
вещества. Арабский алхимик Айюб ал Рухави (769-835) давал следующее
весьма громоздкое и туманное объяснение свойств металлов, основанное на
аристотелевом учении: "Золото содержит больше влажности, чем серебро,
поэтому оно более ковко. Золото жёлтое, а серебро белое, т.к. первое содержит
больше тепла, а второе – больше холода. Медь суше, чем серебро или золото, и
её цвет более красен, т.к. она теплее. Олово более влажно, чем серебро или
золото, так же обстоит дело и со свинцом. Это объясняет, почему они так легко
плавятся на огне. Больше всего влажности в ртути, поэтому она, подобно воде,
испаряется на огне. Что касается железа, то оно землистее и суше, чем все
остальные, … и оно с трудом поддаётся действию огня и не плавится, подобно
другим, если только плавящая сила не приведена в тесное соприкосновение с
ним". Развитие алхимической практики потребовало создания новой теории,
основанной на химических свойствах веществ.Абу Муса Джабир ибн Хайан
(721-815), в европейской литературе известный под именем Гебер, разработал
ртутно-серную теорию происхождения металлов, которая составила
теоретическую основу алхимии на несколько последующих столетий. Джабир
ибн Хайан создал теорию, призванную более конкретно объяснять свойства
металлов (в частности, такие, как блеск, ковкость, горючесть) и обосновывать
возможность трансмутации. Следует особо отметить, что ртутно-серная теория
представляла собой попытку теоретического обобщения опытных данных в
достаточно частном вопросе, не претендуя на всеобщность объяснения. Это в
корне отличает её от классических натурфилософских учений. Суть ртутно-
серной теории состоит в следующем.В основе всех металлов лежат два
принципа – Ртуть (философская Ртуть) и Сера (философская Сера). Ртуть
является принципом металличности, Сера – принципом горючести. Принципы
новой теории, таким образом, выступают как носители определённых свойств
металлов, установленных в результате экспериментального изучения действия
высоких температур на металлы. Важно отметить, что на протяжении многих
веков принималось, будто действие высоких температур (метод огня) есть
наилучший метод для упрощения состава тела. Следует подчеркнуть, что
философская Ртуть и философская Сера не тождественны ртути и сере как
конкретным веществам. Обычные ртуть и сера представляют собой своего рода
свидетельства существования философских Ртути и Серы как принципов,
причём принципов скорее духовных, нежели материальных. Металл ртуть, по
мнению Джабира ибн Хайана, представляет собой почти чистый принцип
металличности (философская Ртуть), содержащий, тем не менее, некоторое
количество принципа горючести (философской Серы).Согласно учению
Джабира, сухие испарения, конденсируясь в недрах Земли, дают Серу, мокрые –
Ртуть. Затем под действием теплоты два принципа соединяются, образуя семь
известных металлов золото, серебро, ртуть, свинец, медь, олово и железо.
Золото – совершенный металл –образуется, только если вполне чистые Сера и
Ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно
Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и
медленно; "созревание" золота можно ускорить с помощью некоего
"медикамента" или "эликсира" (al-iksir, от греческого ξεριον, т.е. "сухой"),
который приводит к изменению соотношения Ртути и Серы в металлах и к
превращению последних в золото и серебро. Поскольку плотность золота
больше плотности ртути, считалось, что эликсир должен быть очень плотной
субстанцией. Позднее в Европе эликсир получил название "философский
камень" (Lapis Philosophorum).
Проблема трансмутации, таким образом, в рамках ртутно-серной теории
сводилась к задаче выделения эликсира, обозначаемого алхимиками
астрологическим символом Земли.По мнению алхимиков, процесс превращения
"несовершенных металлов" в "совершенный металл" – золото – может быть
отождествлён с "излечением" металлов. Поэтому эликсир, согласно
представлениям последователей Гебера, должен был обладать ещё многими
магическими свойствами – исцелять все болезни, и, возможно, давать
бессмертие. Именно эти "побочные функции" эликсира и закрепились в
современном значении этого слова в русском языке. Вообще следует отметить,
что арабская алхимия всегда самым тесным образом была связана с медициной,
которая в арабском мире была развита весьма высоко (в частности, в Багдаде
ещё в VIII веке появилась первая государственная аптека), и практически все
арабские алхимики были известны ещё и как врачи.Среди арабских учёных
выделяется знаменитый бухарский врач Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн
Сина, или Авиценна (980-1037), явившийся первым критиком идеи
трансмутации металлов, каковую он считал невозможной, и считавший
основной задачей алхимии приготовление лекарственных средств.Абу Бакр
Мухаммед ибн Закарийа Ар-Рази (864-925), в европейской литературе
известный как Разес, внёс в ртутно-серную теорию некоторые изменения.
Поскольку свойства таких веществ, как соли металлов, довольно сложно
объяснить с использованием двух принципов, Ар-Рази добавил к ним третий
принцип, принцип растворимости (хрупкости) философскую Соль. Ртуть и
Сера, по его мнению, образуют твёрдые вещества лишь в присутствии этого
третьего принципа. В таком виде теория трёх принципов приобрела логическую
завершённость и просуществовала в неизменном виде несколько веков.Ар-Рази
предпринял также попытку объединить учение Аристотеля – главную
теоретическую основу алхимии – с атомистической идеей. Четыре стихии
Аристотеля, по мнению Ар-Рази, это четыре вида атомов, движущихся в
пустоте и различающихся формой и размером. Среди многочисленных заслуг
Ар-Рази следует также отметить предложенную им классификацию веществ на
три царства – минеральные, растительные и животные. Ар-Рази в своих
сочинениях подробнейшим образом описывал химическую посуду,
оборудование, весы и лабораторные приёмы. Вообще для арабских алхимиков
было характерно тщательное отношение к описанию эксперимента; весы и
лабораторная техника уже к XI веку достигли высокой степени совершенства. В
частности, Абу-ар-Райхан Мухаммед ибн Ахмед Аль-Бируни и Абд ар-Рахман
Ал Хазини приводили в своих трудах величины плотностей металлов,
отличающиеся от современных значений менее чем на один процент.В целом
именно во время арабского этапа были созданы основные теории алхимии,
разработан понятийный аппарат, лабораторная техника и методика
эксперимента. Арабские алхимики добились несомненных практических
успехов – ими выделены сурьма, мышьяк и, по-видимому, фосфор, получены
уксусная кислота и растворы сильных минеральных кислот. Арабская алхимия,
в отличие от александрийской, была вполне рациональна; мистические
элементы в ней представляли собой скорее дань традиции. Важнейшей заслугой
арабских алхимиков стало создание рациональной фармации, развившей
традиции античной медицины.После XII века по ряду причин (как внутренних,
так и внешних) арабская алхимия начала приходить в упадок. Последним
крупным арабским алхимиком стал Ал Джилдаки (первая половина XIV в.),
написавший ряд сочинений, очень полно суммирующих труды его
предшественников. Центр научной мысли переместился в Европу.
3 докладчик
Тема «Европейская алхимия»
Европейские государства, прежде всего страны южной Европы, достаточно
тесно контактировали с Византией и арабским миром, особенно после начала
крестовых походов (1-й начался в 1096 году). Европейцы получили
возможность ознакомиться и с блестящими достижениями арабской
цивилизации, и с наследием античности, сохранившимся благодаря арабам. В
XII веке начались попытки перевода на латинский язык арабских трактатов и
сочинений античных авторов. Тогда же в Европе были созданы первые светские
учебные заведения – университеты: в Болонье (1119), Монпелье (1189), Париже
(1200). Начиная с XIII века, можно говорить о европейской алхимии как об
особом этапе алхимического периода.Следует отметить, что между арабской и
европейской алхимией имели место весьма существенные отличия.
Европейская алхимия развивалась в обществе, где христианская (католическая)
церковь активно вмешивалась во все светские дела; изложение идей,
противоречащих христианским догматам, было делом весьма небезопасным.
Алхимия в Европе с момента своего зарождения находилась на полуподпольном
положении; в 1317 году папа Иоанн XXII предал алхимию анафеме, после чего
всякий алхимик в любой момент мог быть объявлен еретиком со всеми
вытекающими последствиями. Однако европейские властители, как светские,
так и церковные, объявив алхимию вне закона, в то же время
покровительствовали ей, рассчитывая на выгоды, которые сулило нахождение
способа получения золота. Вследствие этого европейская алхимия, как и
александрийская, изначально являлась герметической наукой, доступной только
посвящённым. Этим объясняется характерное для европейской алхимии
чрезвычайно туманное изложение достигнутых результатов. Впрочем, в течение
довольно долгого времени европейские сочинения по алхимии представляли
собой лишь переводы либо компиляцию арабских трактатов.Первым
знаменитым европейским алхимиком стал монах-доминиканец Альберт фон
Больштедт (1193-1280), более известный как Альберт Великий (Albertus
Magnus). Труды Альберта Великого ("Книга об Алхимии" и пр.) сыграли
важную роль в том, что натурфилософия Аристотеля стала наиболее значимой
для европейских учёных позднего средневековья и начала Нового Времени.
Альберт Великий первым из европейских алхимиков детально описал свойства
мышьяка, почему ему иногда приписывают открытие этого вещества. Альберт
Великий высказывал даже мнение о том, что металлы состоят из ртути, серы,
мышьяка и нашатыря.Современником Альберта Великого был английский
монах-францисканец Роджер Бэкон (1214-1292), написавший, в частности,
знаменитейший трактат "Зеркало Алхимии". В трактате даётся подробное
описание природы металлов с точки зрения ртутно-серной теории. Роджер
Бэкон определял алхимию следующим образом: "Алхимия есть наука,
указывающая, как приготовлять и получать некоторое средство, эликсир,
которое, брошенное на металл или несовершенное вещество, делает их
совершенными в момент прикосновения". По мнению Бэкона и последователей,
приготовление эликсира из "первичной субстанции" должно было
осуществиться в три стадии – нигредо (чёрная стадия), альбедо (белая, в
результате которой получается малый эликсир, способный превращать металлы
в серебро) и рубедо (красная, продуктом которой и является великий эликсир –
магистерий).Роджер Бэкон подразделял алхимию на умозрительную
(теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и
минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки
металлов, приготовления красок и т. п. Бэкон был одним из первых, кто привёл
описание чёрного пороха, и иногда считается его изобретателем. Необходимо
отметить, что появление огнестрельного оружия стало сильнейшим стимулом
для развития алхимии и её тесного переплетения с ремесленной химией.В
работах Альберта Великого и Роджера Бэкона, как и в сочинениях арабских
алхимиков, доля мистицизма была сравнительно невелика. В то же время для
европейской алхимии в целом мистические элементы значительно более
характерны, нежели для арабской. К основоположникам мистических течений
часто относят испанского врача Арнальдо де Виллановы (1240-1313) и
Раймунда Луллия (1235-1313). Их труды также были посвящены трансмутации
уллий даже утверждал, будто ему удавалось получать философский камень и
золото), причём особый упор делался на магических операциях, необходимых
для получения желаемых результатов.Мистические течения в европейской
алхимии занимали очень значительное место. Алхимики-мистики
сформулировали дополнительные задачи своей науки; общее число задач было
равно, естественно, семи:
1. Приготовление Эликсира или Философского Камня (Lapis Philosoiphorum);
2. Создание гомункулуса;
3. Приготовление алкагеста универсального растворителя;
4. Палигенез, или восстановление растений из пепла;
5. Приготовление мирового духа (spiritus mundi) магической субстанции, одно
из свойств которой – способность растворять золото.
6. Извлечение квинтэссенции.
7. Приготовление жидкого золота (aurum potabile), совершеннейшего средства
для излечения.
Достижению поставленных целей должны были послужить двенадцать
основных алхимических операций, каждая из которых соотносилась с
определённым зодиакальным созвездием. Именно по мистическим
соображениям мышьяк и сурьму алхимики отказывались признавать
самостоятельными металлами, т.к. для них не хватает планет, которых, по
тогдашним представлениям, всего семь; мистическая связь алхимии и
астрологии имела для алхимиков большее значение, чем факты. Мистицизм и
закрытость европейской алхимии породили, естественно, значительное число
мошенников от алхимии.Тем не менее, в XIV-XV веках европейская алхимия
добилась значительных успехов, сумев превзойти арабов в постижении свойств
вещества. В 1270 году итальянский алхимик кардинал Джованни Фиданца
(1121-1274), известный как Бонавентура, в одной из попыток получения
универсального растворителя получил раствор нашатыря в азотной кислоте
(aqua fortis), который оказался способным растворять золото, царя металлов
(отсюда и название – aqua Regis, т.е. царская водка). Имя самого значительного
из средневековых европейских алхимиков, работавшего в Испании в XIV веке,
осталось неизвестным – он подписывал свои сочинения именем Гебера. Псевдо-
Гебер первым подробно описал сильные минеральные кислоты серную и
азотную. Использование в концентрированных минеральных кислот в
алхимической практике привело существенному росту знаний алхимиков о
веществе.Многие сведения о различных веществах приводятся в сочинениях
знаменитого алхимика XV века Василия Валентина: подробно описывается
сурьма, соединения цинка, висмута, олова, свинца, кобальта, способы
получения и свойства соляной кислоты и винного спирта и т. д.Кроме
легендарного Василия Валентина, в XV-XVII веках в Западной Европе широкой
известностью – либо благодаря своим мнимым успехам в получении
философского камня, либо благодаря своим сочинениям, – пользовались многие
алхимики: Николас Фламель, Александр Сетоний, Иоганн Исаак Голланд,
Михаил Седзивой, Венцель Зейлер и многие другие. Алхимические идеи были
чрезвычайно популярны в обществе; вера в чудодейственные свойства
философского камня, казалось, была незыблемой. Однако к середине XVI века в
европейской алхимии стало очевидным быстро прогрессирующее разделение. С
одной стороны – вырождающееся мистическое направление, представители
которого по-прежнему пытались осуществить трансмутацию металлов с
помощью магии, с другой – набирающие силу рациональные течения. Наиболее
значительными из последних являлись иатрохимия и техническая химия,
ставшие своего рода переходным этапом от классической алхимии к новой
научной химии.Алхимии изначально были присущи весьма серьёзные
отрицательные черты, которые в конце концов и сделали её тупиковой ветвью
развития естествознания. Во-первых, это ограниченность предмета лишь
трансмутацией металлов; все алхимические операции с веществом были
подчинены этой главной цели. Во-вторых мистицизм, в большей или меньшей
степени присущий всем алхимикам. В-третьих, это догматизм теории – учение
Аристотеля, лежащее в основе идеи трансмутации, принималось за истину в
последней инстанции без каких-либо обоснований. Наконец, изначально
характерная для алхимии закрытость являлась существенным препятствием для
развития этой науки. Тем не менее уязвимость алхимии для критики с точки
зрения современной науки никоим образом не означает, что труд многих
поколений алхимиков был бессмысленным и бесполезным.Главным
результатом алхимического периода, помимо накопления значительного запаса
знаний о веществе, стало становление эмпирического (опытного) подхода к
изучению свойств вещества. Алхимиками была разработана ртутно-серная
теория (теория трёх принципов), призванная обобщить опытные данные. В
целом алхимический период явился совершенно необходимым переходным
этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.
4-й докладчик
Тема «Иатрохимия и техническая химия»
Совершенно новое понимание задач алхимии было изложено в трудах
основоположников технической химии Ваноччо Бирингуччо (1480-1539) "О
пиротехнии" и Георга Бауэра (1494-1555), более известного как Агрикола, "De
Re Metallica". Сочинения этих авторов представляли собой своего рода
энциклопедии, посвящённые минералогии, металлургии, горному делу,
производству керамики, т. е. технологическим процессам, предполагающим
химические операции с веществами. Характерной особенностью трудов
представителей технической химии стало стремление к максимально ясному,
полному и достоверному описанию опытных данных и технологических
процессов. Именно в поисках способов совершенствования химической
технологии Бирингуччо и Агрикола видели задачу алхимии.Немецкий врач и
алхимик Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, вошедший в
историю под псевдонимом Парацельс (1493-1541) стал основоположником
другого рационального направления в алхимии – иатрохимии (от греческого
ιατροσ – врач). В теоретическом отношении Парацельс являлся классическим
алхимиком он разделял древнегреческое учение о четырёх элементах-стихиях
и арабскую теорию трёх принципов. Парацельс не был чужд мистике – он
занимался поисками эликсира жизни и даже утверждал, будто нашёл его; в его
сочинениях можно найти подробный рецепт приготовления гомункулуса.
Однако, подобно Авиценне, Парацельс негативно относился к идее
трансмутации металлов (не отрицая, впрочем, принципиальной возможности
трансмутации). Парацельс утверждал, что задача алхимии – изготовление
лекарств: "Химия один из столпов, на которые должна опираться врачебная
наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том,
чтобы готовить лекарства". Медицина Парацельса основывалась на ртутно-
серной теории. Он считал, что в здоровом организме три принципа – Ртуть,
Сера и Соль – находятся в равновесии; болезнь представляет нарушение
равновесия между принципами. Для восстановления равновесия Парацельс
использовал в медицинской практике многие лекарственные препараты
минерального происхождения – соединения мышьяка, сурьмы, свинца, ртути и
т.п. – в дополнение к традиционным растительным препаратам.Вследствие
резко усилившихся миграций людей, способствующих распространению
инфекционных заболеваний (что усугублялось царящей в средневековой Европе
тотальной антисанитарией), борьба с эпидемиями приобрела во времена
Парацельса чрезвычайное значение. Благодаря несомненным успехам,
достигнутым Парацельсом в медицине, его взгляды завоевали широкое
признание. К представителям иатрохимии (спагирикам, как называли себя
последователи Парацельса) можно отнести многих известных алхимиков XVI -
XVII веков.Андреас Либавий (1540-1616) прославился первым в истории
учебником химии – "Алхимия", – вышедшим в 1597 году. Соглашаясь с
Парацельсом в том, что главная задача алхимии состоит в служении медицине,
Либавий яростно критиковал туманно-мистические элементы в учении
Парацельса. Тем не менее, он считал, что трансмутация возможна, и её
осуществление явится венцом науки. Другой видный представитель
иатрохимии – итальянский врач Анджело Сала – напротив, отрицал
возможность трансмутации металлов: "...ибо то, что не золото, ни я и никто
другой не сможет никогда превратить в золото".Важную роль в развитии
рациональной алхимии сыграл Иоганн Рудольф Глаубер (1604-1670),
разработавший способы получения целого ряда неорганических веществ.
Другой известный алхимик Отто Тахений (1620-1699) попытался внести
изменения в ртутно-серную теорию, утверждая, что все соли образованы двумя
принципами – кислотой и щёлочью. Ещё один представитель иатрохимии Ян
Баптист ван Гельмонт (1577-1664) был одним из первых учёных, поставивших
вопрос об истинных простых составных частях сложных тел. Подвергая
сомнению аристотелевские стихии и принципы алхимиков на том основании,
что их присутствие невозможно обнаружить в составе большинства тел, Ван
Гельмонт предлагал считать простыми телами лишь те, которые могут быть
выделены при разложении сложных тел. Так, поскольку при разложении
растительных и животных веществ всегда выделялась вода, Ван Гельмонт
считал её простым телом и главной составной частью сложных тел. В поисках
других простых тел Ван Гельмонт много экспериментировал с металлами. Он
доказал, что при растворении серебра в крепкой водке (азотной кислоте) металл
лишь меняет форму своего существования и может быть вновь выделен из
раствора в том же количестве. Этот опыт интересен и как один из первых
примеров количественного исследования явления.В целом рациональные
течения в алхимии – иатрохимия и техническая химия – достигли довольно
значительных экспериментальных успехов и заложили основы для научной
химии, становление которой начинается в середине XVII века. Не следует,
однако, считать, что появление научной химии автоматически означало конец
"классической" алхимии. Алхимические традиции сохранялись в науке ещё
долгое время, и многие выдающиеся естествоиспытатели продолжали считать
трансмутацию металлов возможной.
5-й докладчик
Тема «Раймонд Луллий — величайший алхимик»
Помимо официальной истории алхимии есть и более надежная, устная,
передаваемая через поколения адептов. Раймонд Луллий считается одним из
самых величайших алхимиков всех времен. Официальная же история это
оспаривает. Дело в том, что незадолго до своей смерти, в 1311 году ученый
выпустил нечто вроде автобиографии, где указал список всех своих работ.
Алхимических трактатов там не нашлось. Но по причинам религиозного
характера Луллий предпочитал не афишировать эту сторону своей
деятельности. Ученый родился в богатой семье и всю свою юность посвятил
любовным похождениям. Однако очередная его пассия, показав свое изъеденное
болезнью, призвала к служению Христу, который может дать вечную награду.
Это, а также мистические видения религиозного толка, так потрясло Луллия,
что он пообещал посвятить свою жизнь служению Господу. В 1289 году
богослова к алхимии приобщил Арнольдо де Вилланова. Легенды гласят, что в
Лондоне по просьбе короля Эдуарда, алхимик произвел трансмутацию
металлов, создав золота на шесть миллионов фунтов. Монах-францисканец
много путешествовал, он выучил арабский, писал труды по физике и
астрологии. Помимо деятельности алхимика Луллий немало сделал для
распространения христианства, основал много учебных заведений. Говорят, что
созданные им золотые монеты существуют до сих пор, их зовут Raymundini.
Легенды гласят, что алхимик смог даже получить эликсир бессмертия, но
отказался его принять.
6-й докладчик
Тема «Знаменитый врач и алхимик — Парацельс»
Этот знаменитый врач не менее знаменит, как алхимик. Он один из первых
медиков начал рассматривать протекающие в организме человека с точки
зрения химии. Хотя многие и отрицают роль Парацельса, как алхимика, все же
некоторые алхимические методики ученый использовал для получения
лекарств. Родился Парацельс в 1493 году в Швейцарии, его псевдоним состоит
из двух частей. Греческое слово «para» означает почти, а Цельс являлся
римским врачом V века, который по мнению ученого уступал ему в мастерстве.
Получив образование в нескольких университетах, врач путешествовал по
Европе, исцеляя в основном за счет природных средств. В 1527 году Парацельс
получил звание доктора и профессора медицины в Базеле. Там он показательно
сжег книги таких авторитетов, как Аристотель и Гален, чьи идеи находил
устаревшими. Парацельс смело шел наперекор традициям, разрабатывая
собственные методики. Ему помогал опыт и мистика. Ученый считал, что магия
может дать врачу больше, чем все книги. Парацельс немало времени посвятил
поиску философского камня, однако считал, что тот не может превращать
металлы в золото. Алхимику он нужен был, чтобы дать эликсир бессмертия и
приготавливать чудодейственные лекарства. Надо сказать, что такая точка
зрения стала поворотной от алхимии к химии. Алхимия Парацельса - это химия
жизни, наука, доступная каждому. Надо только суметь воспользоваться.
Человек, наделенный разумом, может создать то, на что у природы ушли бы
долгие годы. Также Парацельс предсказал современную гомеопатию.
Нынешняя медицина вообще многим обязана этому ученому. Он открыто
высмеял теорию, выставлявшую эпилептиков одержимыми дьяволом. Сам
ученый заявлял, что смог создать философский камень и будет жить вечно. Но
умер Парацельс в возрасте 48 лет, упав с высоты.
7-й докладчик
Тема «Вклад М.В. Ломоносова в развитие химии.»
Ломоносов был одним из величайших новаторов в истории химии всех времен.
Он по-новому осознал роль и значение химии, ее место среди наук, изучающих
природу. ”Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие...”, -
говорил великий учёный. Ломоносов считал химию своей “главной
профессией”, причем развитие химии, по мнению ученого, должно было
помочь решению практических задач. ”Истинный химик должен быть
теоретиком и практиком”, - писал он.
Ломоносов был создателем многих химических производств (неорганических
пигментов, глазурей, стекла, фарфора). Он разработал технологию и рецептуру
цветных стекол, которые употреблял для создания мозаичных картин; изобрел
фарфоровую массу. Учёный занимался анализом руд, солей и других продуктов.
В труде “Первые основания металлургии, или рудных дел” (1763 г.) он
рассмотрел свойства различных металлов, дал их классификацию и описал
способы получения. Ломоносов рассмотрел вопросы образования в природе
различных минералов и нерудных тел, высказал идею биогенного
происхождения гумуса почвы. Доказывал органическое происхождение нефти,
каменного угля, торфа и янтаря. Им описаны процессы получения железного
купороса, меди из медного купороса, серы из серных руд, квасцов, серной,
азотной и соляной кислот.
В середине ХVIII века великий русский учёный обосновал атомно-
молекулярные представления в химии. Основные положения его учения
изложены в работе «Элементы математической химии» (1741 г.) и ряде других.
Ломоносов назвал теорию корпускулярно-кинетической теорией. Он четко
разграничивал две ступени в строении вещества: элементы (в современном
понимании – атомы) и корпускулы (молекулы). В основе его корпускулярно-
кинетической теории (современного атомно-молекулярного учения) лежит
принцип прерывности строения (дискретности) вещества: любое вещество
состоит из отдельных частиц.
В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода,
впервые выдвинутая Робертом Бойлем. В основе этой теории лежало
представление о некой огненной материи, посредством которой
распространяется и передается тепло, а также огонь. М. В. Ломоносов
опровергает эту теорию и предлагает другую, в которой он отсекает лишнее
понятие теплорода. Он обращает внимание на то, что ни расширение тел по
мере нагревания, ни увеличение веса при обжиге, ни фокусировка солнечных
лучей линзой, не могут быть качественно объяснены теорией теплорода. Связь
тепловых явлений с изменениями массы отчасти и породили представление о
том, что масса увеличивается вследствие того, что материальный теплород
проникает в поры тел и остается там. Эти рассуждения имели огромный
резонанс в европейской науке. Теория, как и полагается, более критиковалась,
нежели принималась учёными.
М.В. Ломоносов обосновал необходимость привлечения физики для объяснения
химических явлений и предложил для теоретической части химии название
«физическая химия», а для практической части – «техническая химия». В 1752
году он впервые читал студентам Петербургского университета «Курс истинной
физической химии». В преамбуле к этим лекциям он даёт такое определение:
«Физическая химия наука, которая должна на основании положений и
опытов физических объяснить причину того, что происходит через химические
операции в сложных телах». Физическая химия является основным
теоретическим фундаментом современной химии, использующим
теоретические методы таких важнейших разделов физики, как квантовая
механика, статистическая физика и термодинамика, нелинейная динамика,
теория поля и другие.
Закон сохранения массы веществ и движения. Этот закон М. В. Ломоносов
впервые четко сформулировал в письме к Л. Эйлеру от 5 июля 1748 г.: «Все
встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо
нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи
прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов
я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования. Так как это
всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело,
которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от
своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому».
Теория растворов. Химический анализ.
М. В. Ломоносов изучал процессы растворения, провел исследование качества
различных образцов солей, открыл явление пассивации железа азотной
кислотой, заметил образование необычного легкого газа (водорода) при
растворении железа в соляной кислоте, установил различие в механизме
растворения металлов в кислотах и солей в воде.
Ученый разработал теорию образования растворов и изложил ее в диссертации
«О действии химических растворителей вообще» (1743 —1745).
Краски.
18 октября 1749 года в журнале академической канцелярии было отмечено, что
«профессор Ломоносов разные химическим порядком изобретенные голубые
краски наподобие берлинской лазури в собрание Академии художеств для
пробы подал, годны ли к чему оные краски и можно ли их в живописном
художестве употреблять». Полученный ответ гласил, что присланные краски
были опробованы «как на воде, так и на масле», в результате чего было
«усмотрено, что оные в малярном деле годны, а особливо светлая голубая
краска». Сверх того было решено «оные краски на фонарях при огне
пробовать».
Исследования Ломоносова способствовали развитию фабричного производства
«краповой» краски из отечественного сырья, начавшегося около 1759 года.
М. В. Ломоносов сыграл заметную роль также в организации производства в
России синей брусковой краски — «русского индиго».
Заключение
Рассматривая исследования Ломоносова в области химии, можно сказать, что
многие из его работ значительно опережали науку того времени. Михаил
Васильевич Ломоносов был самым выдающимся химиком ХVIIIв. Основными
достижениями его в области химии, было материалистическое истолкование
химических явлений, широкое введение физических методов и представлений
для объяснения химических явлений, создание корпускулярной теории и общая
формулировка закона сохранения массы веществ и энергии. В наши дни
Ломоносов мог бы стать лауреатом Нобелевской премии за его атомно-
молекулярную теорию, так как в рамках данной теории он четко разграничивал
две ступени в строении вещества: элементы (в современном понимании –
атомы) и корпускулы (молекулы). В основе атомно-молекулярной теории лежит
принцип дискретности вещества: любое вещество состоит из отдельных частиц.
Данная теория объяснила существование различных агрегатных состояний
вещества, соотношение объемов реагирующих газообразных веществ,
позволила сформулировать законы, описывающие поведение газов.
Учитель : ну вот и подошла к концу наша конференция. Попросим
председателя жюри озвучить баллы и объявить победителя.
Председатель жюри зачитывает протокол с баллами по докладам и называет
победителя.
3. Домашнее задание.
Параграф 4 пересказ, с. 29, в. 3,5 устно.