Конспект урока на тему "Народные подвижные игры - как средство нравственного воспитания школьников"

МБОУ «Ноздрачёвская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области.
Народные подвижные игры - как средство
нравственного воспитания школьников
Подготовил:
Гвоздев Дмитрий Львович
учитель физической культуры
I категории
«Гори, гори ясно»
(«Горелки», «Разлуки», «Разбегиши»)
Русские народные игры являются сокровищницей нашей культуры.
Огромно их разнообразие. В большинство их играют на свежем воздухе.
Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, смекалки,
находчивости, поэтому они отлично закаляют тело и душу. Одной из
главных задач школы является духовно нравственное воспитание,
закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной
позицией и с творческим потенциалом, способной к
самосовершенствованию, к гармоническому взаимодействию с другими
людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через
включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о
культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое
воспитательное и образовательное значение для школьников, является
народная подвижная игра.
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник
радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством
педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их
быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости,
мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью,
быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку,
творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального,
художественного и физического воспитания школьников. Радость движения
сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется
устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной
страны, создается эмоционально положительная основа для развития
патриотических чувств.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны
и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют
расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире,
совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход
детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому
игра признана ведущей деятельностью ребенка.
Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в
условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в
образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору»,
«Воробышки и кот» и т.д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает
ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги
непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо
умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной
деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных
игровых заданиях, также много познавательного материала,
содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его
мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с
движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен
проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку
лишь быстрота действий приводит к благополучному результату
(«Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они
определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их
взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают
условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у
него качества.
Почему я хочу остановиться на горелках? Может быть, потому, что
это одна из самых древних и самых распространенных в России игр. Раньше
в горелки играли и в деревнях, и в городах, играли все от ребятишек до
взрослых молодых людей.
И даже Пушкин, упоминает о горелках в «Барышне-крестьянке» и «Евге-
нии Онегине». А разве он сам не мог играть в них?..
Перед тем как приступить к описанию этой игры, мне хочется
познакомить вас с тем, что было написано о горелках, да и вообще о русских
народных играх, одним из современников Пушкина.
«...наши бабушки предоставили своим детям самую резвую, милую игру
Горелки порхать по лугу с подругами и молодцами... По всей Великой Руси
отдают преимущество этой игре. Наши сородичи от поселянина до
боярина — равно забавляются Горелками».
В современной жизни мы часто слышим, как русские игры называют
мужицкими, те самые игры, которые в старой жизни забавляли русских,
наших предков, отцов и матерей... Напрасно мы будем воображать, что
старая русская жизнь существовала без отрады: тогда увеселений еще
было более, и притом увеселений общественных. Правда, тогда не было
театров; но зато целая площадь, усеянная народом, была свободною для
увеселений, для забав, для восторгов; зато целые дворы наполнялись веселы-
ми игроками... На площадях веселились люди всех сословий; здесь были игры
затейливые, обширные... Всем было весело, все жили раздольно, по-русски».
Между прочим, даже цари иногда горелками развлекались. Гаврила
Романович Державин описывает, как однажды в Царском Селе статс-
секретарь Екатерины II сказал ему: «Государыня нечто скучна, и
придворные никаких не заводят игр, пожалуй, братец, пойдем и заведем
хотя горелки». И как он погнался за великим князем Александром Павловичем
и, «догоняя его на скользком лугу, покатом к пруду, упал и так сильно
ударился о землю, что сделался бледен, как мертвец». Это тот самый поэт
Державин, который, будучи уже глубоким стариком, был так растроган
стихами юного Пушкина.
От себя добавлю, что и сейчас горелки очень распространены. И никто
не считает эту игру старинной, а тем более-забытой.
Игра совсем простая и не очень утомительная. Поэтому в горелки можно
играть на большой перемене, уроке физической культуры и после уроков.
Самое меньшее количество играющих девять человек, то есть четыре
пары и один «горельщик». В три пары играть уже неинтересно. Ну, а лучше
всего, когда наберется от шести до десяти пар, то есть от 13 до 21
человека, включая горельщика. Как вы заметили, число участников всегда
должно быть нечетным. Больше десяти пар играть тоже будет не так
весело, поскольку каждой паре довольно долго придется ждать своей оче-
реди.
А вообще-то, конечно, если вас много и всем очень уж захочется
побегать в горелки, то можно разбиться на две игры, только разойдитесь
подальше, чтобы не мешать друг другу.
Желательно, чтобы каждая пара составлялась из мальчика и девочки,
тогда игра будет интереснее. Ну, а если поначалу в паре окажутся,
например, два мальчика, то это ненадолго, так как во время игры пары
беспрестанно перемешиваются. Считаться, чтобы определить горельщика,
я вам не советую слишком долгая получится церемония. Лучше кто-
нибудь добровольно станет «гореть» или, в крайнем случае, кто подошел
последним, тому и водить.
После того как нашелся горельщик, все остальные берутся попарно за
руки и выстраиваются друг за другом на расстоянии одного шага.
Горельщик становится впереди, шага на два-три от первой пары, спиной
к ним. Как только он занял свое место, ему уже не разрешается ни
оглядываться назад, ни смотреть по сторонам.
Игра начинается с того, что все дружно, хором поют горельщику такую
песенку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло .
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
При словах «глянь на небо птички летят, колокольчики звенят»
горельщик должен смотреть на небо, делая вид, что и впрямь верит этой
басенке про птичек с колокольчиками.
А в это время последняя пара уже наготове.
Как только кончилась песенка, они разъединяют руки и стремглав
бросаются бежать вперед, один справа, другой слева от стоящих парами
игроков.
Задача бегущих состоит в том, чтобы, пробежав мимо горельщика,
снова взяться за руки впереди него. Можно и не впереди, а сбоку, в этом
случае одному из пары нужно ухитриться пробежать перед горельщиком и
подать руку другому. Только позади соединяться нельзя. И обратно нельзя
бегать.
Если бегунам удалось опять схватиться за руки, они спокойно идут назад
и становятся на шаг впереди первой пары.
А горельщик должен постараться поймать кого-нибудь из бегущих.
Учтите, что для этого ему надо не только ловить, но и мешать им сбе-
гаться, чтобы они не могли подать друг другу руки. Горельщику не
обязательно по-настоящему поймать, достаточно запятнать, то есть
дотронуться до бегущего рукой. Если это ему удается, он образует с
пойманным новую пару, и они становятся впереди других пар.
А непойманный остается без пары и должен «гореть». Песенку поют
уже ему, и опять бежит последняя пара.
Но если горельщик никого не словил, то он снова занимает свое место на
два-три шага впереди и пытается поймать кого-нибудь из очередной пары.
Игра может продолжаться сколь угодно долго, однако закончить ее
можно не раньше, чем пробегут все пары, хотя бы по одному разу.
Обращаю ваше внимание на то, что при выборе места для игры надо
смотреть, чтобы впереди было побольше простора для беганья. Кроме
того, место должно быть, по возможности, ровным, без всяких кочек,
камней, высокой травы и тому подобных неудобств. Последние пары
убегают, становятся впереди, и вся игра сама собой продвигается вперед.
Поэтому если места у вас немного, то после каждой перебежки все пары
должны отступать назад.
И последнее замечание: пойманному нельзя вырываться от горельщика.
Ну вот, о правилах, кажется, все.
Теперь расскажу кое-что из собственных наблюдений и опыта игры в
горелки.
Как лучше бегать парам? Совсем не обязательно сразу же нестись сломя
голову, как я описывал раньше. Некоторые, наоборот, идут до горельщика
шагом, подкрадываются неслышно и только потом, перемигнувшись,
припускаются во все лопатки! Это сбивает с толку горельщика, и он иногда
запаздывает с погоней. Тем более, что горельщик не имеет права ни обора-
чиваться назад, ни сдвигаться с места до тех пор, пока бегуны не
поравнялись с ним. Но помните, что и бегунам нельзя поворачиваться и
бежать назад. Да и в сторону далеко не убегайте, там некому руку по-
дать...
И еще одна хитрость. Когда предполагаешь, что горельщику хочется
изловить именно тебя, а тебе это совсем ни к чему, надо перед бегом
поменяться местами с напарником. Вот тогда горельщик сразу бросится
направо, а ты бежишь слева! Пока он мечется и сообразит, что к чему, вы
уже успеете схватиться за руки.
А вот переставляться целыми парами ближе или дальше, не
разрешается.
Как встали сначала да как бежали — такого порядка и держитесь всю игру.
И помните, что главное в горелках не убежать от горельщика, а
соединиться опять в пару. А то разбегаются далеко, забыв о своей паре,
тогда дают много времени и возможностей горельщику, чтобы догнать.
Поэтому ни на миг не теряйте из виду своего напарника или напарницу,
стараясь поскорее «пойматься» руками.
И поглядывайте под ноги, когда бежите, чтобы не споткнуться. Тут
бывает обидно не только оттого, что попался в руки горельщику, но до-
садно, что все смеяться будут.
Не удивляйтесь, но иногда бывает так, что горельщик только делает
вид, что старается кого-то поймать, бросается то к одному, то к другому
из бегунов, и все неудачно. Это он хитрит, просто он дожидается, когда
побежит пара, в которой стоит кто-то, кого ему очень уж хочется
поймать. Вот тогда он ловит изо всех сил, зато потом может постоять в
паре, держась за руку с тем, кто ему нравится.
Бывает и так, что кто-то как бы случайно хочет поддаться горельщику,
а тот возьмёт да и поймает другого...
В общем, в этой игре много всяких возможностей и неожиданностей,
этим она и интересна.
Но должен вам сказать, что иногда горельщику приходится несладко.
Другой раз много пар пробегут, а ему все никак не удается никого поймать!
Запыхается бедный горельщик, набегается, пока не раздобудет себе пару.
Так что зевать тут никак нельзя! Недаром в старину считалось, что
«гореть — должность тяжкая».
Хорошо еще, если кто-нибудь догадается поддаться ему как бы не-
взначай. Чем чаще меняются горельщики, а следовательно, и происходят
перемены в парах, тем в игре больше интереса. Поэтому не сумел никого
поймать из пятой пары, выбирай любого из них и становись в ряд. А
оставшийся пусть горит.
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит
за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, следит
за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает
и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения
играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся
игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться
достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом,
задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с
удовольствием играть.
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том,
чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае
они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень
внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся
условиям окружающей среды, находить выход из критического положения,
быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять
инициативу, т. е. школьники приобретают важные качества, необходимые им
в будущей жизни.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными
средствами представляют собой основу начального этапа формирования
гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство,
моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу
надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти
человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств,
сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и
творческой деятельности.
Библиография
Былеева Л. В., Григорьев В. М. «Игры народов СССР» Москва
«Физкультура и спорт» 1985
Яковлев В. Г., Гриневский А. Н. «Игры для детей» Москва
«Сфера» 1992
Якуб С. К. «Вспомним забытые игры» Москва
«Детская литература» 1988