Методическая разработка "Формирование музыкально-ритмических навыков, как основа физического развития детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка
«Формирование музыкально-ритмических навыков, как основа физического
развития детей младшего школьного возраста.
Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей»
учитель ритмики МОУ
«Тверская гимназия № 6»
Реут Елены Васильевны
Тверь
2014 г.
ВВЕДЕНИЕ
С понятием «ритм» связано представление о гармонии, организованности явлений и
процессов. В переводе с греческого слово «ритм», «ритмос» означает соразмерность,
стройность. Различные физические явления отличаются периодическим, волнообразным
характером. К их числу можно отнести электромагнитные волны, звук и т. д. В химии
примером служит изменение атомного веса элементов периодической системы
Менделеева, отражающее последовательное чередование химических свойств
материи.Основные ритмы в природе, наложившие свой отпечаток на все живое на Земле,
возникли под влиянием вращения Земли по отношению к Солнцу, Луне и звездам. Таким
образом становится ясным, что природа ритма универсальна.
В Древней Греции в физическом воспитании допускались объединения некоторых
упражнений в комплексы, которые выполнялись под музыку. Они были направлены на
воспитание осанки, красивой походки, пластичности движений и ловкости.
Французский психиатр Циналь (1750—1826) полагал, что путем выполнения упражнений
«для тела» под музыку излечиваются некоторые болезни. А французский педагог Ф.
Дельсарт (1811—1871) создал систему «выразительной гимнастики» для физического
воспитания и подготовки массовых гимнастических выступлений, которая включала
жесты, мимику, позы, ходьбу и телодвижения.
Определенным этапом в развитии ритмической гимнастики считается создание
профессором женевской консерватории Ж. Далькрозом (1865—1914) оригинальной
системы движений, которая заключалась в передаче музыкального образа,
сопровождающего произведения посредством пластических движений.
Это и было началом системы, названной впоследствии «системой ритмической
гимнастики», а еще позднее — «ритмикой», а пока это называли «faire les pas» (делать
шаги). Многие шутя говорили просто «pas Jaques» (шаги Жака)!
Элементы ритмики имеются в системе физического воспитания П. Ф. Лесгафта, в
частности — в труде «Основы естественных форм воспитания», где раскрывается
«принцип двигательных напряжений в заданном темпе».
Видоизменяясь и развиваясь, эта система завоевала признание как эффективное
средство физического воспитания и вошла составной частью во многие
специализированные и общеобразовательные учебные заведения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня, во времена ускоренного темпоритма жизни, информационной загруженности,
физической напряжённости ритмическая гимнастика приобрела окрас строителя здоровья
и гармоничного физического развития. Сейчас насчитывается более 30 видов
оздоровительной гимнастики, исторически признанных традиционными или получивших
распространение в последнее время.
Коллективная форма занятий ритмической гимнастикой наиболее отвечает
особенностям детского возраста. В младшем школьном, когда начинает формироваться
самооценка ребенка, в коллективной форме занятий детей привлекает возможность
проявления их индивидуальных способностей. В этом возрасте происходит интенсивное
развитие нравственных качеств, расширяется эмоциональный опыт ребенка, и в связи с
этим коллективная форма занятий ценна. Само словосочетание «ритмическая
гимнастика» указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную
потребность ребенка. Движения и их соединения координационного характера
совершенствуют двигательные возможности, расширяют двигательный опыт, формируют
правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культуру движений и
стиль поведения, при определенных условиях могут привить эстетические вкусы. В
процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в
суставах, силовые качества.
Ритмическая гимнастика оказывает положительное воздействие на все функции
организма. По воздействию на организм, ее можно сравнить с такими циклическими
упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т.е. с видами физических
упражнений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребления мышцами
кислорода.
Ритмическая гимнастика придает естественную уверенность и непринужденность, в
значительной мере обусловленную сознанием власти над движениями своего тела в
пространстве. Главный же результат занятий ритмической гимнастикой - воспитание
строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной
работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природным склонностям
его к ритму, движению, красоте. Ритмическая гимнастика способствует не только
физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на развитие, в общем.
Ритмическая гимнастика сочетает в себе компоненты, которые как нельзя лучше отвечают
особенностям детского возраста. Потребность детей в двигательной активности, как
говорилось выше, полнее всего реализуется в игре, особенно в дошкольном и младшем
школьном возрасте. Главным побудителем игры является удовольствие и приятность
траты накопившихся сил и энергии. Поэтому включение игровых элементов делает
занятия ритмической гимнастикой привлекательными для детей.
Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они учатся
сосредоточиваться в каждый момент времени на том, что им преподается, делают обычно
это легко и весело, без большого напряжения. В упражнениях достигается четкая
определенность, их нельзя «смазать», сделать поспешно. Каждый ребенок на виду, и
каждое его неверное движение бросается в глаза и сразу корректируется. Так формируется
способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными
предпосылками успешной учебной деятельности. Дети становятся ловкими, изящными,
координированными и свободными в движениях, красиво сидят и ходят, их походка
делается легкой и грациозной .
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых педагог
воспитывает у занимающихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания.
Известны три основные группы методов обучения - словесные, наглядные и практические.
Словесные методы.
С помощью словесных методов у учащихся создают предварительное представление об
изучаемом движении, о его форме и характере, способствуют развитию умения
анализировать созданное педагогом представление о движении, выявлять, и устранять
ошибки. Видами словесных методов являются объяснение, рассказ, беседа, замечание,
команда и распоряжение, указание, подсчет и др.
Специфика обучения ритмики предъявляет к словесным методам свои требования.
Например, подробные объяснения движений лучше проводить на примерах,
ассоциативных связях и т.д., делая упор на главных деталях движений.
Правильное объяснение приучает занимающихся к логическому осмысливанию основного
содержания преподаваемого материала и помогает выделить из него основные, наиболее
важные детали и факты. Объясняя тему урока, необходимо выделять главные ее моменты
и на них сосредоточивает внимание учащихся.
Беседа как метод обучения проводится в форме вопросов и ответов с целью выявления
знаний, проверки степени понимания сущности изучаемых движений, обсуждения
возникающих ошибок и способов их устранения. Разновидностью беседы является анализ,
предусматривающий детальное осмысливание и обсуждение содержания упражнений,
движений, действий. Вопросы в процессе беседы активизируют занимающихся и
повышают интерес к ее содержанию. Они концентрируют внимание детей на
обсуждаемом факте. В целях исправления возникающих при выполнении движений
ошибок преподаватель делает замечания. Они должны, быть краткими, конкретными и
понятными.
Команды и распоряжения применяются для правильной организации и четкого
руководства деятельностью занимающихся в процессе урока. Они определяют место,
время, направление и продолжительность выполнения отдельных движений и действий.
Команды должны побуждать учащихся к немедленному и беспрекословному выполнению
движений или действий. Различают команды предварительные, мобилизующие внимание
учащихся, и исполнительные, после которых они начинают упражнение. Команды надо
отдавать громко, четко, в повелительном тоне.
Для определения темпа и ритма движений, а также акцентирования внимания на
отдельных деталях упражнений используется подсчет. Подсчет может вести
преподаватель, а в некоторых случаях и вся группа занимающихся одновременно, что
повышает интерес детей к происходящему.
«Я чувствую, что вы начинаете уставать, поэтому следующее движение вы будете делать
вместе со мной, под мой счет!» - это очень простой, но эффективный методический
прием, для снижения в учениках эмоционального и, как следствие, физического
напряжения.
По сути, этот способ практики представляет собой разновидность многим знакомого
«армейского» варианта обучения. Он особенно эффективен на начальном этапе
подготовки, когда основной задачей занятий является обучение базовым элементам в
короткий срок большой группы детей, имеющих различные уровни способностей и
подготовки.
Необходимость в таком упражнении слушать команды учителя и успевать поддерживать
задаваемый им ритм действий, заставляет учеников переключить их внимание с себя на
внешний объект и выражается в определенном изменении ментального состояния.
Подчинение чужому ритму снижает ответственность учеников за возможные ошибки в
выполнении движений и снижает величину их эмоционального напряжения. («Я допускаю
ошибки потому, что это он – учитель – дал сложное задание, поэтому не моя вина, что я
что-то неправильно делаю; главное, что я успеваю выполнять заадание под его счет,
поддерживаю его ритм»). Невысокая скорость выполнения движений, позволяя вовремя
выполнять все необходимые действия, повышает уверенность учеников в своих силах, что
служит еще большему углублению расслабления. Непрерывность действий, притом, что
внимание «оттягивается» на внешний объект, способствует подключению к управлению
ими интуитивных чувств.
На начальном этапе обучения, способом помогающим разучивать и сводить в одно
целое последовательность движений, может стать выполнение действий под собственный
ритмичный счет, лучше вслух. Отвлечение внимания на счет своих действий, оказывает
расслабляющее действие, подобное тому, которое оказывает концентрация на «командах
из вне», к тому же не позволяет пропустить контрольные точки в движении, обозначенные
учителем.
Использование возможностей ритмического счета в поиске особого ментального
состояния можно использовать и в других методических приемах практики. Их
использование в базовой подготовке закладывает основание для возможности перехода по
цепи усложнения учебных задач на более высокие уровни технического
совершенствования, раскрывающие особенности целей комбинационных движений.
Указания - это объяснения в краткой, сжатой форме. По мере накопления учащимися
двигательного опыта преподаватель использует указания для устранения ошибок, оценки
выполняемого упражнения и т. д. Указания, как правило, даются без остановки движения
(по ходу) голосом и жестами. Если, например, занимающийся, забывает разворачивать
стопу при выполнении рабочего движения, то преподаватель подсказывает: "Стопа".
Иногда полезно пользоваться методическим приемом контрастности: сначала показать
неправильное положение какой-либо части тела, а затем правильное.
Наглядные методы.
Наглядные методы обеспечивают создание у детей конкретного представления о
изучаемом действии, движении или упражнении.
Показ изучаемого упражнения проводится преподавателем перед началом занятий по
теме. Необходимо уметь выделить наиболее характерные детали изучаемого движения.
Во время показа группа должна располагаться так, чтобы особенности движения
были видны всем. Для этого упражнение показывают фас и профиль.
Показ движений должен сопровождаться краткими объяснениями основных деталей
техники.
Помимо перечисленных методов, на занятиях с данной возрастной группой детей
необходимо широко применять звуковые, зрительные и комбинированные сигналы
(голосом, звуком (удар гонга, звонок и т.д.) и жестами). О системе подачи сигналов
преподаватель должен заранее договориться с детьми. Например удар удар гонга –
Построение в одну шеренгу, два удара и т.д. – в две шеренги и т.д.
Практические методы.
Группу практических методов составляют метод упражнения, соревновательный и др.
Главным из этих методов является метод упражнения, который предусматривает
многократное повторение движений, направленных на овладение элементами и способом
в целом. Все упражнения, применяемые в процессе обучения, должны быть объединены в
целостно-раздельную систему. Это значит, что изучаемый способ движения вначале
демонстрируется и анализируется (дается подробное объяснение), затем он расчленяется
на составляющие его элементы (движения ногами, дыхание, согласование движений
ногами и дыхания и др.), которые изучаются последовательно и подводят ребенка к
освоению способа в целом.
При обучении ритмики необходимо широко использовать многочисленные
методические приемы, например облегчение или усложнение условий выполнения,
медленное выполнение изучаемых движений в соревновательной или игровой форме и
др. Рассмотрим некоторые такие приемы.
Облегчение условий выполнения движений. Медленное выполнение применяется для
оценки степени овладения навыком согласования движений и дыхания. Если же по мере
увеличения темпа будет нарушаться дыхание, то следует вновь вернуться к медленному
выполнению. С помощью медленного выполнения движений можно эффективно обучать
согласованным движениям руками и ногами.
Выполнение изучаемых движений в соревновательной и игровой форме целесообразно
по мере освоения движений в различных положениях (опорном, безопорном). Во время
игры дети перестают контролировать правильность движений, поэтому здесь наиболее
ярко проявляется степень освоения этих движений. Преподаватель контролирует действия
детей и после окончания игры указывает на допускаемые ими ошибки в технике.
Выполнение упражнений в форме простейших соревнований значительно повышает
эффективность обучения. Однако нужно помнить, что при использовании этого приема
учащиеся должны обязательно знать итоговый результат своей деятельности, иначе такой
методический прием теряет свой смысл. На начальных этапах обучения в форме
соревнования можно выполнять упражнения на оценку (в баллах), назвав того, кто сделал
упражнения лучше всех. Применяются такие соревнования: «Кто лучший «Тигр», Кто
дальше «проскользит» в обороте", "Кто быстрее «плывет»", и т.д." При этом желательно
привлекать к «судейству» самих воспитанников, что учит их объективности оценки
происходящего, а также указывает им на их ошибки со стороны.
Изучения сложных упражнений можно выполнять в парах с поддержкой партнера,
предварительно объяснив способ поддержки, очередность выполнения, задачи
выполняющего движения и поддерживающего. При использовании этого методического
приема поддерживающий становится помощником преподавателя. Он указывает
выполняющему на допускаемые ошибки и помогает их устранить.
При изучении упражнений и элементов движений в данном возрасте целесообразно
использовать образные выражения и сравнения, облегчающие понимание сущности
задания. Например, "Задуй горящую свечу" (при изучении выдоха); "Вытянись в струнку",
"Работай руками, как мельница", и т.д.
Наибольший эффект достигается при комплексном использовании различных методов и
методических приемов в зависимости от задач урока.
Он строится по стандартной схеме и содержит подготовительную, основную и
заключительную части.
Подготовительная часть (или разминка) направлена на врабатывание; содержит
разогревающие упражнения общего воздействия и локальные разогревающие движения.
Продолжительность ее — до 5 минут.
Основная часть предполагает характерную проработку различных мышечных групп и
воздействие на основные функциональные системы специальными упражнениями. И
содержание и продолжительность основной части урока ритмической гимнастики
довольно вариативны, зависят от типа урока и решаемых задач.
Например, первый вариант, продолжительностью 15—20 мин:
первая серия – 5- 6 упражнений: движения головой, руками, туловищем, тазом —
относительно простые и короткие;
вторая серия - до 60 сек каждая: бег, подскоки, танцевальные шаги с постепенным
увеличением темпа и продолжительности каждого вида.
третья серия: 2 -3 упражнения в партере для развития гибкости и силы;
Второй вариант: до 30 минут:
первая серия — повторение из первого варианта;
вторая серия: беговые упражнения до двух минут, переход на ходьбу и дыхательные
упражнения;
третья серия: 10—12 упражнений в партере для развития гибкости и силы;
четвертая серия — до 5 мин: танцевальные упражнения.
Третий вариант — 45—60 мин:
первая серия - основа первого варианта;
вторая серия - основа второго варианта;
третья серия - упражнения для всех групп мышц, выполняемые с большой амплитудой и
значительными напряжениями;
четвертая серия - прыжково-беговая нагрузка 2—5 мин;
пятая серия - партерные упражнения (10-12);
шестая серия - танцевальные упражнения.
Заключительная часть во всех вариантах направлена на успокоение и расслабление,
содержит 2—4 легких упражнений на расслабление, растягивание, акцентированное на
удлиненном выдохе спокойное дыхание. Как дополнение возможно использование
приемов аутогенной тренировки или медитация. Продолжительность третьей части 2 — 5
минут.
По сложившейся методике каждое отдельное движение повторяется не менее 8—16 раз
(во все стороны), темп в процессе выполнения должен возрастать. При этом, как правило,
уменьшается амплитуда движений, чем можно и пренебречь, но можно и постараться
сохранить ее большой.
На уроках нежелательно объединять в одну группу мальчиков и девочек. Одинаковые для
мальчиков и девочек упражнения должны выполняются с разной дозировкой и в разных
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ С
МУЗЫКОЙ
Каждое музыкальное произведение имеет свой характер. Он может быть различным
как в целом, так и по частям. Характер произведения выражается всеми средствами
музыкальной выразительности, в этой связи овладение ими дает возможность детям
наиболее полно отразить характер музыки в движениях. Для закрепления навыка связи
движений с музыкой можно применять танцевальные комбинации, пляски, музыкальные
игры и ритмические танцы.
В литературе практически нигде не упоминается о темпе музыки при выполнении
упражнений на уроках ритмической гимнастики, речь как правило идет о некой
«современной» музыке, что на мой взгляд неправильно. Физиологически количество
движений различными частями тела ограничены и должны соответствовать ритмики
музыки. К такой, усредненной частоте движений, которая служит ориентиром при
подборе и дозировке упражнений и должна подбираться соответствующая музыка,
особенно в случае занятий ритмикой с детьми 5-10 лет, когда формируются основы,
правила и принципы выполнения движений.
Основные темпы:
выполнение поз, движения головой, упражнения на расслабление и растягивание 40-60
акцентов в минуту;
движения туловищем, ходьба 70 -75;
движения руками, плечевым поясом, тазом, махи, спокойные танцевальные движения
80 - 90;
бег, подскоки, танцевальные движения 100 - 150;
быстрый бег, рок-н-ролл - 160 и больше.
При выполнении отдельных движений следует учитывать:
1) все движения в целом должны воздействовать на весь опорно-двигательный аппарат с
акцентом на шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника;
2) необходимо чередовать статические и динамические упражнения;
3) следует стремиться к точности исходных положений, направления и амплитуды
движения;
4) акцент в упражнениях нужно делать на слабые звенья и мышцы для данного возраста;
5) нужно постепенно усложнять движения и чередовать медленный и быстрый темп.
В начале тренировок необходимо повторять каждое упражнение не менее пяти раз,
постепенно увеличивая количество повторений по мере того, как дети привыкнут к
программе занятий. Занятия всегда следует начинать с основных упражнений. Даже когда
вы постепенно добавляете новые и более сложные упражнения, начинать нужно
непременно с основных упражнений, и только потом переходить к упражнениям
повышенной сложности. Занятия ритмической гимнастикой ни в коем случае нельзя резко
прерывать или прекращать, не закончив упражнения. Музыкальное сопровождение
занятий помогает увеличить их эффективность.
Средства двигательной деятельности являются специальным разделом в ритмической
гимнастике и подбираются для формирования знаний и умений различать средства
музыкальной выразительности (темп, музыкальный размер, ритм, динамические оттенки,
характер музыкального произведения и др.). Они помогают занимающимся лучше
согласовывать движения с музыкой, регулировать скорость и силу мышечного
напряжения. В связи с этим на каждом занятии по ритмической гимнастике, особенно
младших школьников, необходимо работать над согласованием движений со средствами
музыкальной выразительности, систематически развивать у детей музыкальный слух.
Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике включают в себя ходьбу,
бег, прыжки, многообразные по форме, величине мышечных усилий и продолжительности
выполнения. Они выполняются в гимнастическом стиле, большинство из них носит
стилизованный или танцевальный характер. Это придает им особый колорит, делает их
привлекательными, а при исполнении под музыку более эмоциональными.
С помощью таких упражнений Педагог может развивать у обучаемых подвижность в
суставах, эластичность мышц и связок, способность в совершенстве владеть своим телом.
Стретчинг - занятия, улучшающие гибкость за счет растягивания мышц. В стретчинге
упражнения на растягивание сочетаются со специальными видами дыхания,
позволяющими отвлечься от неприятных болезненных ощущений, возникающих при
растягивании мышечного волокна. Концентрация внимания на дыхании позволяет
существенно увеличить растяжимость мышц.
Танцевальные упражнения в ритмической гимнастике очень многообразны. К ним
относятся: элементы танцев народов мира, современных танцев, бального, бытового и
пантомимного характера, ритмические танцы, музыкальные игры, хореографические
упражнения. Танцевальные упражнения разучивают предварительно по отдельным
движениям, элементам и только после этого применяют в комбинациях, танцах и плясках.
Ритмические танцы в основе своей просты и могут применяться при решении задач
подготовительной и основной частей урока. Впоследствии их можно использовать на
праздниках, в показательных выступлениях, что особенно доставляет удовольствие
родителям, для которых ритмика зачастую отожествляется с танцевальными навыками их
ребенка.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку - в этот раздел
входят разнообразные движения подражательного характера, свободные формы
движения, передача эмоционального восприятия музыки. В этих упражнениях
преодолевается скованность в движениях, повышается возможность приспосабливать
свои действия к данным условиям и ситуациям. Используются упражнения: «маятник»,
«деревья под ветерком», «полет птиц» и т.д.
Правильно организованные подвижные игры под музыку с разнообразными
движениями и действиями играющих способствуют развитию двигательных и
координационных способностей. Особенно ценным в оздоровительном отношении
является проведение подвижных игр на свежем воздухе, способствующих закаливанию
детей и снижению гиподинамии. В подвижных играх ученики закрепляют накопленный
опыт и свои представления об изображаемых событиях, о жизни, совершенствуют
приобретенные знания, умения и двигательные навыки.
Любые занятия с детьми и подростками нуждаются в периодической стимуляции
психической и физической работоспособности, в эффективной профилактике утомления.
Для этого могут быть использованы различные средства: игра, шутка, переключение на
другую деятельность, но, пожалуй, самое действенное - специально подобранная к уроку
(по темпу, ритму, громкости, содержанию) музыка, которая может направленно
стимулировать и регулировать двигательную активность и психические состояния
учащихся на фоне положительных эмоций .
Выполняя физические упражнения под приятную, грамотно подобранную музыку,
занимающиеся непроизвольно «подключаются» к выражаемым в ней чувствам и
настроениям. Например, не имея особых причин для радости, слушатели музыки,
выражающей радостное, приподнятое настроение, невольно начинают ощущать это
настроение в себе и связывать его с выполняемой работой, которая становится гораздо
приятнее и привлекательнее, менее утомительной, чем обычно .
Однако, практика показывает, что музыкальную стимуляцию учебной деятельности на
занятиях нельзя применять непрерывно: она быстро надоедает, порой раздражает и теряет
свое стимулирующее воздействие.
Чем младше состав учащихся, тем музыкальное звучание, сопровождающее
многократно повторяющиеся простые или твердо заученные упражнения, которые не
требуют от занимающихся большой сосредоточенности, - наиболее рациональное ее
использование.
Безусловно, наиболее простой случай активизации музыкой двигательных заданий - это
разминка или вводная часть урока. Очень полезна она во время выполнения двигательных
и дыхательных упражнений на расслабление в заключительной части урока. В них, по
физиологическому закону доминантны, отвлекается свободное от работы внимание на
приятный побочный раздражитель, что не только не вредит основной деятельности, а
наоборот, рефлекторно усиливает и облегчает ее - делает более полным сопутствующее
расслабление мышц-антагонистов и мышц, не принимающих участие в реализуемом
двигательном акте .
Кстати, перед занятием может стать традиционным условный сигнал - короткие
музыкальные позывные. Он переключает внимание учащихся от других дел на занятия в
спортивном зале, настраивает их и облегчает организационные дела в начале урока.
По мере приобретения опыта ощущения и восприятия параметров выполняемых
движений становятся более точными, отчетливыми и ясными. Задача педогога вовремя
показать и исправить ошибки восприятия, научить ребенка правильной оценке
пространственно-временных параметров и двигательных.
В каждом виде движений мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят
специфический характер: .у бегунов, танцоров, велосипедистов, лыжников и т.д. они
разные, но тем не менее, у них есть одно общее – это ритм, который носит специфический
характер и развиваются в зависимости от особенностей. Из этого следует, что
способности к воспроизведению, дифференцированию, отмериванию и оценке
пространственных, временных и силовых параметров движении, действий или
деятельности в целом, основанные на точности и тонкости, специализированных
восприятий ("чувств"), весьма разнообразны, но по-своему ритмичны. И задача педагога
ритмики состоит не в том, чтобы воспитать хорошего танцора или прыгуна, а в том чтобы
научить его чувству ритма, правильному и рациональному использованию движений
своего тела, правильной координации движений, как целостному психомоторному
процессу, в котором в единстве и тесном переплетении представлены различные ее
компоненты: интеллектуальные (задача- схема выполнения), сенсорные, сенсомоторные и
моторные (исполнение движения).
Заключение.
Ритмическая гимнастика у детей младшего школьного возраста должна
способствовать развитию координации и выразительности движений, развитию чувства
ритма и музыкального слуха, являться средством формирования правильной осанки,
физического развития и физической подготовленности детей.
Для успешного освоения курса ритмики все упражнения предварительно разучивают
по элементам, отдельным движениям и только после этого применяют в комбинациях.
Для закрепления навыка связи движений с музыкой необходимо применять правильно
темпованную музыку.
Сосредоточение внимания на ритме движений способствует не только согласованию
между собой внутренней и внешней координации механических жестов и перемещений,
но и соединению с ними дыхания и визуальных представлений. Этот процесс
координирования психологических и физический явлений приводит к ритмической волне,
когда дети автоматически при смене музыки меняют темп движения.
Ну уроках необходимо применять танцевальные комбинации, музыкальные игры и
соревнования. (См. приложение) Рекомендуются упражнения сопровождать четкими
пояснениями, указаниями и командами.
Занимаясь с детьми таким образом, можно изучать многие вещи, составляющие
структуру не только танцевального искусства и спортивных упражнений, как и
физические, так и ментальные, а, что еще более важно, учиться объединению их единое
целое и находить единство в их различии.
Список использованных источников:
1. Бернштейн, Н.А. О построении движений : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А.
Берштейн . - М. : Медицина, 1991. - 255с.
2. Беспутчик В.Г. Психомускульная аэробика / В.Г. Беспутчик // Физическая культура в школе. -
1993. - №7. - 48 - 49 с.
3. Боброва, Г.А. Искусство грации : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Боброва. - Л. :
Детская литература, 1986. - 247 с.
4. Боброва, Г.А. Художественная гимнастика в школе : учеб. для ин-тов физ. культуры / Г.А.
Боброва. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 208 с.
5. Богаткова, Л.Н. Танцы для детей : учеб. для пед. ин-тов / Л.Н. Богаткова. - М. : Детгиз, 1959. -
175 с.
6. Борисова, И.В. Танцуют все / И.В. Борисова // Физкультура и спорт. - 2003. - №5. - 24 - 25 с.
7. Варшавская, Р.А. Игры под музыку : учеб. / Р.А. Варшавская, П.Н. Кудряшова. - М. :
Просвещение, 1964. - 141 с.
8. Дж. Фонда Моя аэробика : учеб. / Дж. Фонда. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 48 с.
9. Ефименко, Н.И. Театр физического развития и оздоровления детей : учеб. для пед. ин-тов / Н.И.
Ефименко. - М., 1999. - 286 с.
10. Иваницкий, А.В. Ритмическая гимнастика на ТВ : учеб. / А.В. Иваницкий[и др.]. - М. : Советский
спорт, 1989. - 53с.
11. Каджаспиров, Ю.Г. Музыка в спортивном зале/ Ю.Г. Каджаспиров // «Физическая культура в
школе». - 1998 - №2 - С. 72 - 73.
12. Колодницкий, Г.А. Ритмические упражнения, хореография и игры: метод. пособие / Г.А.
Колодницкий, В.С. Кузнецов. - М. : Дрофа, 2004. - 96с.(25)
13. Курысь, В.Н. Ритмическая гимнастика в школе : учеб. / В.Н. Курысь, Н.Н. Грудницкая. - С. : СГУ,
1998. - 204с.