Конспект занятия по хореографии для детей I года обучения «Развитие координации на занятии классическим танцем»


2015
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества «СОЮЗ»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Конспект занятия по хореографии
для детей I года обучения
«Развитие координации на занятии классическим
танцем»
Автор: Кувикова Виктория
Владимировна
педагог дополнительного
образования
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Данная методическая разработка будет полезна педагогам
хореографам, методистам музыкально-художественной направленности.
Методическая разработка включает в себя развернутый конспект
занятия по теме «Развитие координации на занятии классического танца» и
рассчитана для детей младшего школьного возраста 7 9 лет.
Класси
́
ческий та
́
нец основное выразительное средство балета;
система, основанная на тщательной разработке различных групп движений,
появившаяся в конце XVI века в Италии и получившая своё дальнейшее
развитие во Франции благодаря придворному балету. Благодаря соблюдению
определённых позиций ног, рук, корпуса и головы и точному следованию
принципам выворотности ног, вертикальности тела и изоляции различных
его частей, движения классического танца стремятся к геометрической
ясности.
В Россию классический танец пришёл в 1-й половине XVIII века.
Благодаря деятельности Жана-Батиста Ланде в Петербурге в 1738 году была
открыта первая танцевальная школа в России (впоследствии ставшая
Академией русского балета им. А. Я. Вагановой). Русский классический
танец синтезировал в себе как французскую, так и итальянскую школы
исполнительства. Основы классического танца вырабатываются при помощи
экзерсиса, из которого состоит танцевальный урок как ученика, так и
профессионального артиста балета.
Элементы упражнений, взятые из классического танца, включены в
программу обучения художественной и спортивной гимнастике, фигурному
катанию, эстрадными танцами, спортивному рок-н-роллу, акробатике,
спортивным бальным танцам.
Тема занятия: «Развитие координации на занятии классического
танца»
Цель занятия: улучшение координации движений и эмоциональной
выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных
движений. Выявление уровня освоения программы.
Тип занятия: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Задачи занятия:
Образовательные:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих
занятиях;
- развитие осмысленного исполнения движений;
- развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
- развитие координации движений;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие выносливости и постановки дыхания;
- психологическое раскрепощение учащихся.
Воспитательные:
- формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
- формирование чувства ответственности;
- активизация творческих способностей;
- умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.
Основные методы работы:
- наглядный (практический показ);
- словесный (объяснение, беседа);
- игровой (игровая форма подачи материала).
Средства обучения:
- музыкальный инструмент (пианино);
- музыкальный центр (ТСО);
Педагогические технологии:
- игровая технология;
- здоровье сберегающая технология;
- личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.
ПЛАН занятия:
Вводная часть урока
- вход в танцевальный зал;
- поклон педагогу
- обозначение темы и цели занятия;
- беседа о значении координации в классическом танце.
Подготовительная часть занятия
- подготовительные упражнения (различные виды шагов и бега)
Основная часть занятия
- повторение музыкальной грамоты (вопрос-ответ);
- ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
- повторение изученных движений на середине зала, упражнения на
координацию;
-УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИОГАНАЛИ
- танцевальная композиция
Заключительная часть занятия
- рефлексия (закрепление пройденного материала).
- основное построение для выхода из зала;
- поклон педагогу
- выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.
Развернутый конспект занятия
Вводная часть урок
Обозначение темы и цели урока.
Рассказ о значении координации в классическом танце.
Слово «координация» означает «согласование». Когда говорят о
координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц
разных групп, направленную на достижение определенного двигательного
эффекта, контрольной цели. Любая поза, любое движение требует
координации. Координация является именно тем качеством, которое можно
развить только тренировками.
Подготовительная часть
Учащиеся выстраиваются в круг и исполняют подготовительные
упражнения для разогрева мышц. Музыкальное сопровождение марш, муз. р-
р 4/4.
- танцевальный шаг с носка;
- шаги на полупальцах, на пятках;
- шаги на скошенных стопах наружу («медведи») и вовнутрь;
- легкий бег на полупальцах;
- бег с поднятием ног вперед, согнутых в коленях («лошадки»);
- бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях;
- шаги с высоким поднятием ноги, согнутой в колене («цапля»);
- шаги в приседании («уточки»);
- прыжки на двух ногах («зайцы»).
В данном упражнении применяется игровая технология. Учащиеся
исполняют движения, имеющие образное сходство с различными
животными. Это развивает образное мышление учащихся и увеличивает
интерес к образовательной деятельности.
Основная часть занятия
Повторение музыкальной грамоты. Учащиеся отвечают на вопросы:
- какие музыкальные жанры вы знаете?
- с какими музыкальными примерами (жанрами) мы познакомились очень
близко?
- какой характер у марша, польки, вальса?
- какой музыкальный размер у марша?
- что такое музыкальный такт?
- сколько долей в одном музыкальном такте марша?
- какая по счету сильная доля?
Разминка : на середине зала
упражнения для улучшения гибкости шеи;
упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности
плечевых суставов;
упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности
мышц плеча и предплечья;
упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития
эластичности мышц кисти и предплечья;
упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;
упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;
упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;
упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и
эластичности мышц голени и стопы.
Plié (это приседание) . Муз. р-р 4/4, комбинация на 16 тактов.
Исходное положение: 1 поз. ног, рука в подготовительном положении.
Препарасьон на 1 такт- рука открывается через 1 позицию во вторую.
2 такта – гранд – плие, рука через подготовительное положение в 1 поз.
1 такт – деми плие, рука из 1 поз. во вторую.
1 такт – смена из 1поз. во вторую через батман – тандю.
2 позиция. 3 такта – повтор.
1 такт – смена из 2 поз. в пятую.
5 позиция.
1 такт – гранд – плие, рука до подг. Положения
1 такт – переход из 5поз. в 4 поз., через батман - тандю, рука 1.поз.
1 такт – деми-плие по 4 поз., рука до 2 поз.
1 такт – пассе-партер из 4 поз. в 5 поз.назад.
На 4 такта – гранд – плие по 5 поз., деми – плие по 4 поз., пассе –
партер вперёд, в первую поз.
Battements tendus ( натянутые движения — вырабатывают натянутость
всей ноги в колене, и подъеме, развивая ножную силу. В самом начале
батман тандю обучаются стоя лицом и к палке, так как в этом направлении
легче всего правильно воспитать и воспринять выворотность. ) . Муз. р-р 4/4,
16 тактов.
Исходное положение: 5 поз. ног, рука в подготовительном положении.
Препарасьон на 1 такт- рука открывается через 1 позицию во вторую.
2 такта – батман-тандю вперёд , вернуть в исх. полож.
2 такта – батман-тандю вперёд, пурлипье, вернуть в исх. полож.
2 такта – батман-тандю вперёд, пассе-партер назад, вперёд в 5поз.
2 такта – батман-тандю в сторону, пурлипье, закрыть в 5поз.
Назад. На 8 тактов в обратном направлении.
Battements tendus jetes —( натянутые движения с броском. Они
воспитывают натянутость ног в воздухе, развивают силу и легкость ног и
подвижность тазобедренного сустава)
Исходное положение: 5 поз. ног, рука в подготовительном положении.
Препарасьон на 1 такт- рука открывается через 1 позицию во вторую.
1 такт – батман-тандю жете вперёд.
1 такт – батман-тандю жете в сторону.
1 такт – батман-тандю жете пике.
1 такт – вперёд на носок, закрыть в 5 поз.
4 такта – повторить в сторону.
4 такта – повторить назад.
1 такт – батман-тандю назад, бросок на 45гр.
1 такт – поставить на носок, пассе-партер через 1поз. на носок вперёд.
1 такт – бросок на 45 гр. вперёд, опустить на носок.
1 такт – пассе-партер в 5 поз. назад.
На 16 тактов в обратном направлении.
Rond de jambe par terre круг ногой по земле.
Усвоив натянутость ног, изучают упражнения, развивающие выворотность и
подвижность тазобедренного сустава. Это же упражнение изучается и в
обратном направлении. Муз. р-р 4/4, 32 такта.
Исходное положение: 1 поз. ног, рука в подготовительном положении.
Препарасьон на 1 такт- рука открывается через 1 позицию во вторую.
4 такта – 2 ронд-де-жам-партер ан де ор.
4 такта – релевелян вперёд на 45гр., вернуть в 1 поз.
8 тактов – ронд-де-жам-партер, релевелян ан де ор.
4 такта – плие, деми-ронд до стороны, назад, ронд-де-жам-партер
вперёд, до стороны, в 1 поз.
4 такта – ан де дан, закрыть в 1 поз.
4 такта – правая рука из 2 поз. через подготовительное полож.,
1,3, во 2 поз., левая рука повторяет, голова анфас.
4 такта – проверить «лёгкую пятку».
Battement fondu это «тающее» движение. Принцип работы при сгибании и
разгибании колена тот же, что и Demi-plié. Как только согнули колени до
определённого уровня, начинаем их разгибание.. Муз. р-р 4/4, 16 тактов.
Исходное положение: 5 поз. ног, рука в подготовительном положении.
Препарасьон на 1 такт- рука открывается через 1 позицию во вторую.
3 такта – 3 батман-фондю на воздух.
1 такт – ронд до стороны.
8 тактов – повторить в сторону и назад, опустить в сторону на носок.
2 такт – в 5 поз. вперёд, рука из 2 поз. в 1-ую, плие.
2 такт – вытянуть колени, рука из 1 поз. во 2-ую.
Battement frappé в классическом танце это удар стопой рабочей ноги по
голеностопному суставу опорной ноги.Муз. р-р 2/4, 24 такта.
Исходное положение: 5 поз. ног, рука в подготовительном положении.
Препарасьон на 1 такт- нога открывается в сторону на воздух, рука
открывается через 1 позицию во вторую.
6 тактов – 2 фраппе вперёд, 2 в сторону, 2 назад.
4 такта – 3 фраппе в сторону, пауза.
10 тактов – всё ан де дан.
1 такт – опустить в сторону на носок.
1 такт - плие в 5 поз., рука через подгот. полож. в 1 поз.
1 такт – подняться на полупальцы.
1 такт – опуститься, рука во 2 поз.
Релевелян, девлёпе. Муз.р-р 4/4, 16 тактов.
Исходное положение: 5 поз. ног, рука в подготовительном положении.
Препарасьон на 1 такт – рука открывается в сторону.
2 такта – релевелян на 90 гр., опустить в 5 поз.
2 такта – релевелян на 90 гр., через пассе-ретире перевести назад и опустить.
8 тактов – повторить ан де дан.
4 такта – 2 девлёпе в сторону, закрыть в 5 поз.
Гранд-батман. Муз. р-р 2/4, 16 тактов.
Исходное положение: 5 поз. ног, рука в подготовительном положении.
Препарасьон на 1 такт – рука открывается в сторону.
2 такта – 2 гранд-батман вперёд.
1 такт – батман-тандю, гранд-батман.
1 такт – на носок, в 5 поз.
2 такта – 2 гранд-батман в сторону.
2 такта – батман-тандю в сторону, рука в подгот.полож., плие по
2 поз., рука в 1 поз., закрыть в 5 поз. назад, рука во 2поз.
8 тактов – всё повторить ан де дан
Ронд-де-жам-анлер. Муз. р-р 4/4, 16 тактов.
Исходное положение: 5 поз. ног, рука в подготовительном положении.
Препарасьон на 1 такт – нога открывается в сторону на воздух, рука во 2 поз.
4 такта – 2 ронд-де-жам-анлер.
3 такта – опустить на носок, пурле-пье.
1 такт – поднять ногу на 45 гр.
8 тактов – всё повторить ан де дан.
Экзерсис на середине зала
Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как
экзерсис у палки. Последовательность его в основном та же. На середине
зала он значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и
равновесие тела (особенно на полупальцах) без помощи палки. Правильное
распределение центра тяжести потянутого корпуса на двух и на одной
опорной ноге, ровные бедра и в особенности подтянутое и выворотное бедро
работающей ноги-основные условия для овладения устойчивостью.
Работая перед зеркалом, не следует сосредотачивать внимание на
какой-либо отдельной части тела,- необходимо охватывать взглядом всю
фигуру, следя за правильностью формы и положением ног. Но кроме
зрительного восприятия должно быть и ощущение всего тела, его
собранности и подтянутости,экзерсис на середине класса идет в строго
последовательном программном порядке и исполняется полностью. Во
втором - в той же последовательности, что и у палки, но с добавлением к plie
во всех позициях простейших developpes..
Основными движениями экзерсиса на середине зала, которые должны
исполняться ежедневно, можно считать с battements tendus, jetes, fondus и
большие battements. Rond de jambe par terre, rond de jambe en l ̀air и petit
battement sur le cou-de-pied могут комбинироваться с основными
движениями.
Повторение танцевальной комбинации.
Заключительная часть занятия:
Заключительная (итоговая) часть занятия включает в себя рефлексию
(закрепление пройденного материала).
Давайте ребята теперь повторим, что же такое «Координация
движений»? (ответы детей)
Как вы думаете, у нас получилось правильно исполнить движения
танцевальной комбинации под музыкальное сопровождение?
Спасибо за занятие. До свидания. Поклон.
Используемая литература:
1. Громов Ю. И. Основы хореографии. Спб., 2005
2. Звездочкин В. А. Основы классики. Спб., 2005
3. Звездочкин В. А. Творчество Леонида Якобсона. Спб., 2005