Конспект урока "Физика в живописи"


ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ
ФИЗИКА В ЖИВОПИСИ
Тип урока: обобщение и систематизация знание.
Форма урока: беседа с элементами соревнований.
Образовательные ресурсы: компьютер, интерактивная доска, картина И.К.
Айвазовского «Девятый вал», учебник Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева
«Физика. 10 класс».
Оформление: на доске написан эпиграф к уроку:
Оделося море в свой гневный огонь
И волны, как страсти кипучие, катит,
Вздымается, бьётся, как бешеный конь,
И кажется, гривой до неба дохватит…
(В. Бенедиктов «Буря и тишь».)
Педагогическая цель: в нетрадиционной, занимательной форме повторить
основной программный материал; развивать познавательную активность и
творчество учащихся, их смекалку, наблюдательность; расширить
художественный кругозор детей.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научатся: применять полученные знания, умения и навыки при решении
некоторых нестандартных вопросов и задач для объяснения природных
явлений; применять формулы для расчёта скорости распространения волн;
давать ответы на качественные вопросы о морских волнах.
Получат возможность научиться: проявлять аккуратность при работе в
коллективе.
Личностные УУД: принимают и осваивают социальную роль учащегося;
осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: высказать предположения на основе наблюдений и сравнить
с выводами в специальной справочной литературе; оценить свои действия в
соответствии с поставленной задачей; определять степень успешной работы.
Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала;
анализировать, сравнивать, делать выводы, строить логические
рассуждения; пользоваться дополнительной литературой (сборниками,
справочниками).
Коммуникативные: подбирать адекватные средства для выражения своих
мыслей; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Организационная структура урока
I.Мотивация к учебной деятельности.
Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Содержание.
Данный урок проводится с целью обобщения пройденного материала за
курс основной школы и оживления учебного процесса. Подобные уроки
позволяют осуществить интеграцию физики с живописью и проверить
качество усвоения учащимися материала по отдельным разделам.
Учитель заранее готовит себе помощника из класса, увлекающегося
живописью. Этот ученик рассказывает о картине И.К. Айвазовского «Девятый
вал». Учитель во время доклада задаёт учащимся вопросы, на которые они
должны быстро и правильно ответить. За каждый правильный ответ
засчитывается 2 балла, за дополнение 1 балл. Ученик, набравший
наибольшее количество баллов, становится победителем.
II.Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас необычный урок. Можно даже сказать: урок, лежащий за
пределом школьной программы изучения физики. Давайте попытаемся
сегодня провести параллель между физикой и живописью. Когда мы
смотрим на художественное полотно, мы не задумываемся о физических
законах, отражение которых можно найти практически в каждом полотне у
всех художников. А прежде чем мы приступим к уроку, я хотел бы. Чтобы
каждый из вас настроился на рабочий лад.
Доклад учащегося.
«Девятый вал» - настоящий шедевр русской живописи и, пожалуй, самая
известная картина великого художника-мариниста И.К. Айвазовского.
В этой картине, как ни в какой другой, художник следует принципам
романтического искусства он описывает среди разнообразия жизненных
явлений не типическое, а то, что выходит за пределы обыкновенного,
исключительное.
Полотно, написанное в 1850 году, завершает ранний период творчества
живописца.
Айвазовский изобразил море, которое ещё не успело успокоиться после
неистового ночного шторма, и людей, потерпевших кораблекрушение в
океане.
На море буря. Над разбуженной бездной низко нависло зловещее,
пасмурное небо. Кажется, что на миг оно сольётся с огромной волной. Волны
поднялись, будто зверь-великан, который стал на дыбы.
1. Волны, которые возникают при водных толчках (землетрясениях),
называются «цунами», что в переводе с японского означает «большая
вода в гавани». Эти волны имеют огромную длину и большую скорость
распространения, этим и объясняется их колоссальная разрушительная
сила. Высота волн цунами в местах их зарождения обычно невелика
среднем не более 2 метров) и поэтому совершенно незаметна для
глаза. К какому виду волн относится цунами? (Морская волна является
поперечной, так как колебания частиц в этой волне происходят
перпендикулярно скорости её распространения, а цунами
продольная волна.)
Золотые лучи восходящего солнца освещают катящиеся волны. Самая
большая из них – девятый вал – снова готова обрушиться на людей.
2. Действительно ли самая мощная волна именно девятая? (У древних
греков самым большим и опасным считается третий вал, у
американцев – седьмой вал, у древних римлян – девятый. Наблюдения
подтверждают, что в открытом море могут возникнуть
одиночные или идущие грядой высокие гребни, каждый из которых
гораздо больше, чем предыдущий. Однако никакой правильной
периодичности в этих волнах никто не заметил. Максимальными
могут быть и третьи, и седьмые, и девятые, и двенадцатые волны.
Образование таких волн подчиняется сложным законам и носит
резонансный характер: амплитуда волн резко возрастает при
совпадении частоты собственных колебаний поверхности воды с
частотой волн, вызванных ветром.)
Измученные неравное борьбой со стихией, люди пытаются спастись на
деревянных обломках мачты своего корабля.
3. Определите вес соснового бревна, если оно плавает на поверхности
воды, вытесняя при этом воду объёмом 2,5 м
3
. (25 235 Н, или 2,5 т.)
Различными изобразительными средствами Айвазовский подчёркивает
величие моря и упорство людей. Но мы не видим на картине ужаса
катастрофы. Пусть неистовствует стихия и катятся гигантские волны. Вера
и мужество людей помогут им справиться с бедой.
4. Почему неожиданно появляются и исчезают волны-гиганты в море?
(Гигантские волны в океане образуются в результате наложения
множества волн, совпадающих по фазе. Эти гигантские волны не
проносятся через океан подобно цунами. Наоборот, они быстро
исчезают, так как составляющие их отдельные волны расходятся
по отдельным направлениям и с различными скоростями.)
С замечательным мастерством, смелостью и силой передано Айвазовским
великолепие раннего солнечного утра и волнующего моря. На полотне
всё находится в движении, и море вместе со вздымающимися и тяжело
обваливающимися волнами кажется по-настоящему живым.
5. Солнечные лучи, пробивающиеся сквозь тучи, представляются
радиально расходящимися во все стороны. Между тем солнечные
лучи, падающие на Землю, параллельны. Как объяснить такое
противоречие? (Расхождение лучей объясняется перспективным
эффектом схождения удаляющихся параллельных прямых.)
Художник соединил в одной целое золотистые, сиреневые, зелёные и
синие тона. В картине всё находится в движении, и зрителю порой
кажется, что цвета сменяют друг друга вместе с вздымающимися и
рушащимися волнами. Пред ним то проносится облачный туман,
согреваемый солнечными лучами, то взлетает просвечивающий зелёный
вал, то тяжело спадает тёмно-синяя волна, скрывающая под собой
холодную и мрачную глубину.
6. Средняя глубина океанов составляет 4 000 метров, а некоторые
океанические впадины достигают глубины 11 000 метров. Почему в
морской пучине всегда холодно? (Солнечные лучи не прогревают
глубокие свои воды, тепловые лучи поглощаются почти всей водной
поверхностью. Кроме этого, вода имеет сравнительно низкую
теплопроводность.)
Верхняя часть картины вся наполнена фиолетово-розовой мглой,
пронизанной золотом низко стоящего солнца и расплывающихся,
клубящихся. Похожих на горящий туман облаков.
7. Почему на закате облака близ горизонта, между которыми
просвечивает солнце, кажутся слоистыми? (Близ горизонта мы видим
эти облака под малым углом, почти сбоку и, кроме того, в силу
перспективы, приближёнными друг к другу.)
Под ними хрустальное, зеленовато-синее море, высокие бурные гребни
которого сверкают и переливаются всеми цветами радуги.
Зритель сражу же может представить, какая страшная гроза прошла
ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки.
Айвазовский нашёл точные средства для изображения величия, мощи и
красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не
оставляет мрачного впечатления; Наоборот, она полна света и воздуха, и
вся пронизана лучами солнца, сообщающими её оптимистический
характер. Этому в значительной степени способствует колористический
строй картины. Она написана самыми яркими красками палитры. Колорит
её включает широкую гамму оттенков жёлтого, оранжевого, розового и
лилового цветов неба в сочетании с зелёным, синим и фиолетовым
цветами воды. Яркая, мажорная, красочная гамма картины звучит
радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы
страшной, но прекрасное в своём грозном величии стихии.
8. После сильного шторма вода в море становится теплее. Почему?
(Нагревание воды происходит за счёт механической энергии волн при
трении одних слоёв воды о другие.)
9. Многие волны, приближаясь к берегу, увеличивают высоту, достигая
иногда 43 метров. Почему это происходит? (У берегов энергия
колебаний толстых слоёв воды передаётся более тонким слоям,
поэтому амплитуда увеличивается.)
10. Когда небольшие волны приближаются к наклонному берегу, на них
образуются пенистые гребни. Почему? (Волны – это движений воды не
только на поверхности, а по всей глубине. Приближаясь к берегу,
нижние слои тормозятся о грунт, а верхние, сохраняя скорость,
продолжают движение. Их края становятся такими острыми, что
срываются и, рассыпаясь, образуют пенистый гребень. Так и
появляются эти «белые барашки» на водной глади.)
11. В океанах длина волны достигает 300 метров, а период 13,5 с.
Опередите скорость распространения такой волны. (22,2 м/с.)
12. Почему линия прибоя всегда почти параллельна берегу, хотя ветер на
море может дуть под другим углом? (Набегая на берег, передняя
часть «косого фронта» волны на мелководье тормозится из-за
трения о дно, и весь фронт волны постепенно поворачивается к
берегу. Движение воды в морской волне круговое, лежащее в
плоскости, совпадающей с направлением ветра.)
13. Как получается, что человек на потрете «следит» за нами, когда мы
перемещаемся в любую сторону от картины? (Радужная оболочка и
зрачок изображены точно в середине глаза. Это положение они
сохраняют и при взгляде на картину со стороны. Между тем
центральное положение зрачка фиксируется в нашем мозгу как
взгляд на нас в упор.)
14. Почему «знатоки» рассматривают картину в музее одним глазом через
трубку из согнутых пальцев? (Изображение кажется более
рельефным. Перспективу уже отобразил художник, и второй глаз не
опровергает в этом случае обмана - эффект параллакса
отсутствует.)
III. Рефлексия.
- Сегодня на уроке мы рассмотрели только некоторые физические
явления в живописи, а точнее на примере одной картины великого
русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского «Девятый
вал». Эта тема очень большая и интересная, и, конечно, за 40 минут урока
познать её невозможно. Если вас заинтересовали вопросы отражения
физических явлений в живописи, чаще посещайте картинные галереи и
художественные выставки. А сейчас я прошу ответить вас на следующие
вопросы:
Что нового вы сегодня узнали на уроке?