Интеграция науки и искусств на уроках биологии


Муниципальное бюджетное общеобразовательное чреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Статья
«Интеграция науки и искусств на уроках биологии»
подготовила
учитель биологии
Антоненко Лариса Павловна
Брянск-2015
Интеграция науки и искусства на уроках биологии
«В научном мышлении всегда присутствует
элемент искусства. Настоящая музыка, настоящая поэзия и настоящая наука
требуют однородного мыслительного процесса».
А.Энштейн
Общеизвестно, что наука и искусство равноправные способы
познания окружающего мира и человека. Их тесное взаимоотношение
можно проследить со времен становления человеческой культуры. Их тесное
взаимодействие эффективно при использовании на уроках изучения
биологии.
Через эстетическое воздействие и наслаждение, которое получает
человек в процессе художественного творчества, познания искусства,
осуществляется его воспитание, познание, передача опыта. Поэтому
интегрированные уроки это эффективная форма реализации
межпредметных связей. На интегрированных уроках происходит
формирование целостной, ответственной и творческой личности.
Предмет биологии относится к предметам естественно - научного
цикла, в котором практически на каждом уроке можно использовать
элементы интеграции даже одному учителю. Раскрыть общие свойства
живых организмов, объяснить причины их многообразия, выявить связь
между строением организмов и условиями окружающей среды и объяснить
возникновение жизни на Земле, законы ее развития, поможет обращение к
музыке и живописи на уроках биологии.
Очень интересна интеграция биологии с уроками музыки. На учебных
занятиях я выбираю музыкальный отрывок вместе с учащимися из перечня
предложенных. Например, при изучении значения звуковой сигнализации в
жизни насекомых, я использую известное произведение Н.Римского-
Корсакова «Полет шмеля». А физиологию птичьего пения можно изучать на
примере таких произведений, как «Кукушка» П.И.Чайковского, где просто и
удивительно реалистично переданы звуки скромной серой птички,
«Жаворонок» И.Гайдна, где переливы пения жаворонка никого не оставят
равнодушным. Также существует множество народных песен, академических
музыкальных произведений, в которых отражены голоса пернатых. Птичье
пение необыкновенно музыкально: каждый вид птиц поёт свою самобытную
мелодию, которая содержит яркие интонации, богатую орнаментику, звучит
в определённом ритме, темпе, имеет уникальный тембр, разнообразные
динамические оттенки и эмоциональную окраску.
В произведениях русских композиторов из обилия встречающихся
имитаций птичьих голосов можно выделить наиболее часто звучащие
звонкое жаворонка пение и виртуозные трели соловья. Ценителям музыки
наверняка известны романсы А.А. Алябьева «Соловей», Н.А. Римского-
Корсакова «Пленившись розой, соловей», «Жаворонок» М.И. Глинки.
На этапах закрепления нового материала, чтобы создать настроение и
стимулировать ассоциативные образы на уроке по теме «Эмоции человека» я
предлагаю прослушать музыкальные отрывки, в которых можно услышать
печаль, кручину, решимость, торжество. Так русская песня «Дубинушка»,
песня «Врагу не сдается наш гордый Варяг», «Прощание славянки» -
знаменитый марш, который был написан в 1912 году русским военным
музыкантом В.И.Агапкиным.
Интеграция биологии с уроками изобразительного искусства
также активно влияет на восприятие предметного окружения. Например,
можно использовать картины великих художников, чтобы усилить
эмоциональное восприятие учебного материала. Так, на уроках изучения
генеративных органов растения, эффективным будет обращение к картине И.
Хруцкого «Цветы и плоды». Сочные, аппетитные, нежные плоды…
Душистые, хрупкие, благоухающие цветы… В композиции картины
выделяется роскошный букет цветов, составленный из крупнолепестковых
пионов, роз, тюльпанов, гиацинтов, ирисов, стеблей и колосков злаков.
Вместе с вазой цветы заполняют всю центральную часть холста, почти
достигая его верхнего края. Художник заботливо объединяет вокруг букета
цветов фрукты, ягоды и плоды, наполняя ими корзину.
На уроке при изучении темы «Гигиена кожи и ее производных»
уместным будет обращение к картине В. А. Тропинина «Кружевница»,
героиня которой выступает как символ здоровья, молодости и красоты. На
уроке следует обратить внимание на здоровый цвет лица изображенной
девушки, на ее нежные руки, грациозные движения, на то, как легко дается
ей работа. Ребята под руководством учителя отмечают, что особая
притягательность образа кружевницы заключена и в ее бархатной
персикового цвета коже, и в сияющем взгляде темных глаз, и в красиво
очерченных алых губах.
Картины В.М.Васнецова можно использовать при изучении птиц:
«Аленушка» - ласточковые, совиные «Ковер- самолет», орел степной на
картине «После побоища Игоря Святославовича с половцами». На
последней картине изображаются бьющиеся в воздухе орлы-гордые птицы, -
олицетворяющие народ-завоеватель. К изображению орлов Верещагин
обратился, скорее всего, чтобы воспеть героическую кончину русских князей
игоревой дружины.
Особое место в русской живописи занимают и деревья. Беседуя по
содержанию картины «Весна. Большая вода». И. Левитана, отмечаем, что
стоят деревья без листьев, в воде, и солнце просвечивает рощицы насквозь.
Тени деревьев видны в левом нижнем углу картины. Рассматривая картину,
можно порассуждать о биохимических поцессах, происходящих в деревьях в
это время года. А обращаясь к картине В. Бакшеева «Голубая весна» ребята
отметят тоненькие березки, тянущиеся вверх. Отчего они такие тоненькие?
При изучении животного мира уместным может стать использование
на разных этапах урока произведений художников-анималистов. И в
Западной Европе, и в России рисование животных было не слишком
распространено. Рисовать животное с натуры трудно, оно все время
двигается. Поэтому таким рисованием занимались, в основном,
наблюдательные натуралисты. Как, например, немецкий художник и ученый
А. Дюрер (1471 1528). Или выдающийся деятель в области охраны
природы сэр Питер Скотт (1909 1989) (ему принадлежит идея Красной
книги и её названия). Лучшие художники-анималисты не просто рисовали
животное, они изображали его в движении. Можно предложить для беседы с
учащимися картины И.Ф.Грота, А.Н.Комарова («Наводнение»), современной
художницы С.Лапиной («Быстрее ветра»), картины В.Ватагина. В.Серова,
М.Кукунова.
Пейзажи, нарисованные выдающимися художниками, учитель
биологии может сравнить с ландшафтами, которые школьники видят каждый
день, к которым привыкли и уже не обращают внимания на их красоту.
Нужно, чтобы живопись научила учеников видеть красоту окружающего
мира. Ведь человек, который ценит красоту природы, не будет её разрушать.
Таким образом, мы убедились в том, что использование на
интегрированных учебных занятиях по биологии музыкальных отрывков,
произведений изобразительного искусства позволяет усилить
эмоциональное восприятие учебного материала, активизировать процесс
запоминания, вызвать креативные эстетические реакции, создать
определенное настроение.
Использованная литература
Багоцкий С.В.. Пути интеграции школьной биологии с русским
языком, литературой и искусством.
http://www.mioo.ru/kaf-biology
Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения.- Москва:
«Просвещение», 1988-453 с.
Набиулина В.Р. , Назимова С.П. В человеке все должно быть
прекрасно: и душа, и тело. Интегрированный урок биология-
изобразительное искусство. Серия «Я иду на урок биологии».- М.: «Первое
сентября», 2000-32 с.
Смелова, В. Г. Интеграция науки и искусства при обучении биологии [Текст]
/ В. Г. Смелова. // БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ : науч.-теорет. и метод. журн. –
2010. № 7. – С. 47–54.
http://psu.kz/images/stories/pdf/biolog_v_shkole7_2010%20%2895dpi%29.pdf
Юсов Б.П. «Когда все искусства вместе». - Мурманск, 1995 -345 с.
Музыкальная школа онлайн
http://music-education.ru/golosa-ptits-v-muzyke/