Конспект урока "Использование цветочных растений" 6 класс

Тема: Использование цветочных растений.
Цель: Сформировать представления об использовании цветочных растений.
Выявить значимость цветочных растений в жизни человека. Воспитывать
любовь и бережное отношение к природе.
Ход занятия
Для правильного использования и размещения декоративных растений
прежде всего нужно постоянно помнить об особенностях территории, на
которой они будут расти, о ее освещенности, обеспеченности влагой и
составе почвы. При подборе растений для украшения того или иного участка
необходимо учитывать их высоту, строение куста, окраску и размер листьев
и цветков; кроме того, они должны гармонировать с окружающей средой.
Использование цветочных растений в озеленении - искусство, существующее
с древнейших времен, со своими формами и законами. По этим законам
создают сады, парки и скверы, а лучшим украшением в них, как правило,
становятся цветники. Сад с того места, откуда мы смотрим на него,
представляется сочетанием различных линий и цветовых пятен, поэтому
подбором соответствующих растений и продуманной планировкой
территории сада можно усилить создаваемое впечатление.
Садовая композиция, как и картина художника, должна быть зрительно
уравновешена. Поэтому если на левой стороне сада есть определенное
количество линий, то такое же число линий должно быть и на правой
стороне. Для уравновешивания используются и различные пространственные
объекты. В тех местах, где сходится большинство линий, образуются так
называемые центры особого внимания. Эти места требуют самой тщательной
планировки для достижения наибольшей выразительности. К ним ведут не
только дорожки, но и линии края газона, контуры посадок. Главный элемент,
определяющий композицию сада, - определенный порядок. Самая простая
его форма - повторение. Повторяться в композиции могут цвет, форма, тень,
одинаковые растения, камни, газоны и т.д. Однако слишком частое
повторение вредит композиционному решению сада, поскольку обилие
повторяемых элементов создает впечатление однообразия. Другая форма
определенного порядка - установление последовательности: это повтор, при
котором, однако, меняются некоторые стороны повторяемого элемента,
например цвет, форма, размер, интервал между элементами и т.д. Очень
часто корректирующей формой выступает равновесие, при котором левая и
правая стороны картины, создаваемой садом, должны вызывать в зрителе
одинаковый интерес. Важнейшими же принципами эстетического
восприятия являются гармония и контраст, используемые при
композиционном решении либо сами по себе, либо во взаимном сочетании.
Гармоничными или контрастными могут быть сочетания красок, света и
тени, образов и линий. Гармоничный образ чаще всего достигается
объединением аналогичных элементов - красок или форм. Например,
гармоничный образ можно создать различными оттенками зеленого цвета,
повторением разновеликих, но одинаковых по форме растений. Гармоничная
композиция производит успокаивающее впечатление: в ней нет резких
перемен, контрастов и напряжения. Контраст - это резко выраженная
противоположность, внезапное отклонение от принятого порядка. Контраст
может быть достигнут композиционным объединением разного рода
характерных черт, противоположных друг другу, размеров, форм, цвета,
структуры, света и тени, расположения линий. Контраст - одно из самых
выразительных средств, вносящих в композицию оживление,
оригинальность, наглядность и ясность, поэтому в садовых композициях
теневые участки следует чередовать с освещенными, на фоне темных
растений размещать светлые.
Неправильное использование контраста и злоупотребление им создают
ощущение смятения и раздробленности композиции. При выборе принципа
гармонии и контраста в садовом пространстве всегда следует определять
степень их допустимости. Излишняя гармонизация может вызвать ощущение
однообразия, а злоупотребление контрастом - сумбура и беспокойства.
Цвет углубляет впечатление, производимое композицией, вызывая у
человека определенные ощущения и настроение. Художественное
воздействие цветовых эффектов основывается либо на одинаковости красок,
либо на их разнообразии. Одинаковость красок особенно хорошо
воспринимается в садовых композициях, решенных в сравнительно
правильных формах, особенно в виде орнамента. Это - обширные газоны,
водная поверхность и массивы одинакового цвета. Свободным, природным
композициям этот тип эстетического воздействия чужд.
Чаще в садовых композициях используются не один какой-то цвет или его
оттенок, а красочная комбинация. Хотя универсального рецепта сочетания
цветов нет, имеется несколько принципов, которых следует придерживаться.
Для создания гармоничес кого сочетания между двумя красками необходим
определенный территориальный интервал. Например, редко посаженные
высокие травянистые растения с желтыми цветками на темном фоне хвойных
пород создают гармонический контрастирующий образ, хотя желтый цвет в
малых цветовых пятнах утрачивает свою яркость.
При практическом цветовом решении садовых композиций могут быть
использованы сочетания не только двух, но и большего количества красок.
Здесь, правда, может возникнуть опасность дисгармонии, особенно если
наряду с двумя подходящими друг к другу тонами будет использован третий,
который им не подходит.
Подвести итог занятия