Исследовательская работа "Традиционные пчеловодческие обряды мордвы"

МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 36»
г.Саранск Республики Мордовия
Традиционные пчеловодческие
обряды мордвы
Автор:
Сокорова Татьяна
ученица 11 А класса
средней школы №36
Руководитель:
Шмырёв С.С.
учитель географии
средней школы №36
Саранск 2017
2
Содержание
Введение 3
Глава 1. Бортничество, как промысловое занятие в России и Мордовии 4
1.1 История бортничества в России 4
1.2 Бортничество на территории Мордовии 11
Глава 2. Добывание мёда у древней мордвы 15
Глава 3.Традиционные пчеловодческие обряды мордвы 18
Заключение 20
Список литературы 21
3
ВВЕДЕНИЕ
Традиционные народные обряды народов России являются целой
системой экономических, социальных и природных начал. На разных
исторических этапах они выступали не только как форма традиционной
культуры народов, но и выполняли функции воспитания. На основе
преемственности передавался опыт познания того или иного дела, в том
числе и обряды.
Актуальность исследования связана с сохранением традиций народных
обрядов и необходимостью приобщения к истории и культуре
подрастающего поколения.
Объект исследования обряд
Предмет исследования особенности обряда
Цель нашего исследования - показать национально исторические корни
пчеловодческого обряда
Задачи исследования предопределены обозначенной целью и заключаются в
следующем:
- определить предпосылки развития традиционных промыслов в России и
Мордовии;
- изучить географию распространения бортничества на территории
Республики Мордовия;
- выяснить современное состояние традиционных ремёсел на примере
бортничества;
- проследить стадии традиционного обряда мордвы;
Методологическую основу исследования составили исторической,
аналитический, описательный, сравнительный, картографический методы, а
так же методы наблюдения.
Научная новизна данной работы заключается в изучении особенностей
традиционного обряда среди мордовского населения на территории
республики Мордовия.
4
ГЛАВА 1. БОРТНИЧЕСТВО, КАК ПРОМЫСЛОВОЕ ЗАНЯТИЕ В
РОССИИ И МОРДОВИИ
1.1 История бортничества в России
«По всему Полесью на высоких деревьях вы встретите ульи. Нередко
улей или два вместе укреплены между двумя близко стоящими деревьями.
Это - борти, древнейший первобытный способ пчеловодства, любимого
занятия древних славян - обитателей лесов ».
1
Борть - место обитания роя пчел - не случайно появляется и на
страницах Русской Правды: мед и горячительные напитки из него -
излюбленное питье славян. Что касается ремесла, то его развитие также
зависело от природных условий, точнее от тех источников сырья, которыми
могли располагать наши предки.
Для развития русского бортничества имелись очень благоприятные
природные условия. В те времена леса окружали не только малые города, но
сплошной стеной подступали к предместьям даже Москвы и Киева. Кроме
медоносных деревьев и кустарников, разнообразная травянистая
растительность по лесным полянам, лугам и поймам многочисленных рек,
речушек и ручьёв давала практически неограниченную кормовую базу для
пчёл.
В феодальный (термин условен) период бортевое пчеловодство
получило особенно широкое развитие. И во все времена мёд и воск наравне с
мехами являлись важнейшими продуктами внутренней и внешней торговли.
Главной сладостью до появления сахара у человека был мёд. Свет до
появления стеарина, керосина и электричества давали лучина и восковая
1
Руднев Я.И. Русская земля. СПБ,1898. лектронный ресурс] Режим доступа:
http://www.chornobyl.in.ua/chernobyl-bortnichestvo/. Загл. с экрана.
5
свеча. Мёд и воск древняя Русь потребляла сама в огромных количествах.
«Бортные урожаи» особо были богаты в лесах:
1- Приднепровья, 2 - Десны, пограничных со степью лесах по
3 - Оке, по 4 - Воронежу, 5 - Сосне, 6 - Битюгу, 7 - Усманке.
1
Рис.1 Районы лесов, наиболее богатых добываемым мёдом
Бортничество становится специальным промыслом многих людей, даже
появляется промысловое сословие бортничи люди. Часто встречались
целые деревни и даже сёла бортничи.
Бортники и их промысел были взяты под защиту закона. По «Русской
правде» Ярослава Мудрого нарушители закона жестоко штрафовались. За
порчу бортных деревьев или выломку чужого мёда «Литовским статутом»
(1525 год), статьи которого дополняли «Судебник» Ивана Грозного, была
установлена смертная казнь.
1
На суше и на море: Повести. Рассказы. Очерки. Научно-художественный географический сборник. Н12
Статьи / Редкол.: С.И. Ларин (сост.) и др. М.: Мысль, Москва,1983. ИБ № 2292 – С.45
6
Еще первые русские князья получали дань с населения медом.
Древляне платили княгине Ольге дань «скорою [мехами]
и медом». В 1146 г. в погребах путивльского двора князя
Святослава в момент разгрома оказалось 500 берковцев
(5000 пудов) меду. В составе надворных построек
Боголюбовского замка упоминается княжная «медуша»
специальное помещение для хранения меда.
Смоленская уставная грамота 1150 г. говорит об уплате
повинности медом. Все это говорит о значительном
развитии бортничества. Князья и монастыри имели и свои
собственные борти, или бортные «ухожаи».
1
Пчеловодство (бортничество) в некоторых районах было единственной
отраслью использования сельскохозяйственных угодий.
Натуральное хозяйство было примитивным, то же можно сказать и о
бортничестве. Изготовить новые борти, заманить в них рои, защитить их от
зверей и птиц, весной почистить, отобрать мёд – вот и весь уход.
Бортникам, кроме знания, умения и смекалки, были присущи ловкость,
смелость, острый глаз, хорошее знание природы, сила и страсть, сходная со
страстью охотника. Лазанье по деревьям настоящего бортника не тяготило,
это было для него как спорт и удаль, и способ сберечь здоровье до конца
жизни, как правило очень долгой. Им приходилось влезать на высокие и
толстые, часто без сучков, деревья на высоту до 15 20 м при помощи лишь
длинной верёвки и там работать с пчёлами. Специальные приспособления
для этой цели стали употреблять значительно позднее.
В Повести о муромском князе Петре и супруге его Февронии,
сохранившей многие черты древнего быта, крестьянка Феврония
рассказывает князю: «отець мой и брат древолазцы суть, в лесе бо мед от
1
2009 История древней Руси [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.istoiarusi.ru/selskoe-
xozyajstvo-v-domongolskij-period/bortnichestvo/. Загл. с экрана.
7
древ всяк въземлют»; из того же рассказа ясно, что этот промысел был очень
опасен, бортники срывались с высоты и разбивались, брат Февронии уходил
на промысел, «мысля абы не урватися с высоты, аще ли кто урьвется еси
живота гознет [лишится жизни]»
1
Медленно, но неуклонно, с ростом населения, развитием сельского
хозяйства и промышленности, начинают вырубаться леса. Возникает
необходимость сохранения и охраны
бортей. Бортники стали выпиливать
дупла с пчелами из деревьев и
устанавливить их поближе к дому на
специально расчищенный от леса
участок (посеку), который позднее
стал называться пасекой. Бортники
научились сами изготовлять жилище для пчёл — колоды и дуплянки. Из
толстого кряжа диаметром не менее полуметра и длиной до 1,5 метров
выдалбливали нутро. Сбоку выпиливалось отверстие и закрывалось боковой
крышкой «должеей» с летковыми отверстиями. Сверху дупла для крепления
сотов устанавливали «кресты», которые закрывали верхней должеей и
берёстой. Колоды устанавливали на землю вертикально (стояки) или
горизонтально (лежаки). Собрав все семьи пчёл в одном месте на пасеке,
пчеловод мог теперь меньше беспокоиться об охране, обслуживать большее
количество пчелиных семей.
2
Новые колоды кропили ароматической водой, приготовленной из
раствора мёда, сока бальзамических трав и уксуса для привлечения роёв. Для
защиты пчел от куниц и медведей устраивали подкуры (широкие подмостки
1
2009 История древней Руси [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.istoiarusi.ru/selskoe-
xozyajstvo-v-domongolskij-period/bortnichestvo/. Загл. с экрана.
2
Бортничество - древнейший промысел [электронный ресурс] –Режим доступа:
http://pcheli.com/2007/06/11/bortnichestvo__drevnejjshijj_promysel.html. Загл. с экрана.
8
с вколоченными деревянными или железными гвоздями), самобитки и
колыбели.
Первый осмотр пчёл проводили, как и теперь, весной после
очистительного облёта. Называли его веснованьем. В это время пчеловод
очищал колоду от накопившегося за зиму сора, плесени и подмора и
определял, достаточно ли у пчёл мёда для питания до появления первого
весеннего медосбора. Излишки мёда подрезал, а если его было мало, то
добавлял от других семей или из запаса. В начале осени проводили второй и
самый большой сбор мёда, называемый подбираньем. Это был
торжественный момент, как, впрочем, и теперь. Соты с мёдом подрезали в
каждой семье пчёл и складывали в бочки. Потом в теплую, но не горячую
печь ставили широкие горшки, накрытые редкой холстиной, поверх которых
укладывали куски сотов с мёдом. Мёд фильтровался из тающих сотов в
горшки, куда, вместе с ним, попадали в небольшом количестве и пыльца, и
частички воска, и прополис. Мёд получался не очень чистый, но, безусловно,
очень полезный.
В Сибирь пчёл завез в 1786 году Н. Ф. Аршеневский. Богатая и
разнообразная кормовая база обеспечивала хороший медосбор, пчеловодство
было доходным, поэтому их начали быстро размножать и завозить все
дальше: в Восточную Сибирь, Забайкалье и на Дальний
Восток. К концу XIX века пчёл можно было уже встретить в
Уссурийском крае и по всей Средней Азии, а к средине XX в.
пчеловодством понемногу стали заниматься и в Монголии.
В XVIII веке пчеловодство стало значительно
сокращаться. Причиной тому стали появление свекловичного сахара и
заменителей воска для освещения (парафина, стеарина). Немалый ущерб
нанесла пчеловодству вырубка лесов, начавшаяся при Петре I , и дававшая
казне немало золота при экспорте. Преемники Петра не отставали от
великого предка вплоть до Екатерины Великой. Однако, хоть та и издала ряд
указов, поощрявших бортничество и освободивших бортников от
9
государственных налогов, пчеловодство России потеряло былую славу и
престиж.
Пчеловодство нашей страны и в настоящее время важная отрасль
сельского хозяйства. Она дает очень питательный, вкусный и имеющий
лечебные свойства продукт мёд, воск необходимое сырьё для
промышленности, а также прополис цветочную пыльцу (пергу), маточное
молочко и пчелиный яд, используемые как в традиционной, так и в
официальной медицине.
Система колодного пчеловодства
сохранялась вплоть до XX века, пока на смену
ему не пришло рамочное пчеловодство. В
нашей стране даже после Великой
Отечественной войны можно было встретить (и
не редко) в деревнях колодные пасеки.
Пчеловодством в те времена занимались почти все крестьяне. С
каждого улья (колоды) получали свыше 10—12 фунтов меда, а в отдельных
колодах до полутора пудов, что и в наши дни немало. Мёд продавали по
3—5 рублей серебром за пуд, а воск — по 12—20 рублей.
Первый в мире разборный рамочный улей изобрёл наш замечательный
соотечественник П. И. Прокопович в январе 1814 года, положив тем самым
начало культурному пчеловодству. С середины до конца XIX века было, по
существу, изобретено всё, что является основой современного пчеловодства
в мире.
В дореволюционной России перспективный и удобный рамочный улей
внедрялся на пасеках очень медленно. Поэтому и товарность пасек долгое
время оставалась низкой. Выход мёда от одной пчелиной семьи составлял в
среднем 5—6 кг. Даже в 1910 году, почти через 100 лет после изобретения
рамочного улья, в ульях содержалось только 35 % пчелиных семей из
имевшихся тогда в России почти 6 миллионов. Средний размер пасеки
составлял 5-6 пчелиных семей.
10
По данным «Ежегодника России» за 1910 год в России было уже 5 715
000 семей пчел, а меду было продано около 2 миллионов пудов (около
32000тонн).
11 апреля 1919 году Совнарком РСФСР издал постановление «Об
охране пчеловодства», опубликованный в «Известиях ВЦИК», которое
сыграло большую роль в развитии пчеловодства в стране. После его
принятия, количество пчелиных семей с 1,315 миллиона в 1919 году
увеличилось до 6 миллионов в 1927 году. К началу 1937 года был в почти
завершен переход на рамочное пчеловодство, а к концу 1940 года в СССР
насчитывалось уже 10 млн. пчелиных семей. В рамочных ульях содержалось
95% имеющихся пчелиных семей.
1
Великая Отечественная война, как перед этим и Гражданская, нанесла
пчеловодству нашей страны колоссальный ущерб. Там, где прошли бои, а это
почти вся европейская часть, практически не осталось пасек пчел. Если
учесть, что именно в европейской части была основная масса пасек, - потери
были катастрофические.
Начался восстановительный период, и к середине шестидесятых годов
количество пчелиных семей было доведено до предвоенного уровня. В это
же время происходил научно-технический переход пчеловодства на
промышленную основу. Советский Союз снова прочно занял первое место в
мире по развитию пчеловодства. Средняя продуктивность одной семьи пчел
10 кг товарного мёда, а общее производство мёда составило свыше 90
тысяч тонн в год. В пчеловодстве наметилось три направления: медово-
товарное, опылительно - медовое и разведенческое.
Перестройка и связанные с нею процессы нанесли пчеловодству, и не
только ему, ущерб больший, чем обе войны вместе взятые. Большинство
хозяйств разорилось, лишь отдельные «держались на плаву», благодаря
усилиям энтузиастов и пчеловодов-любителей, которые, слава Богу, к
настоящему времени и возродили отрасль.
1
Бортничество - древнейший промысел [электронный ресурс] – Режим доступа:
http://pcheli.com/2007/06/11/bortnichestvo__drevnejjshijj_promysel.html. Загл. с экрана.
11
В районах Дальнего Востока, Сибири, Урала, Башкирии и ряде других
мест с богатой естественной медоносной растительностью имеются крупные
специализированные хозяйства по производству меда и воска.
В районах интенсивного земледелия возделывается до 150 видов
медоносных растений, занимающих огромные площади. В этой зоне
пчеловодство имеет опылительно - медовое направление.
1.2. Бортничество на территории Мордовии
Одним из древнейших и весьма распространенных промысловых
занятий на территории Мордовии являлось бортничество - добывание и
реализация меда диких пчел. Многочисленные русские и иностранные
источники отмечают у мордвы традиционную любовь к бортничеству,
свидетельствуют о том, что бортное пчеловодство играло существенную роль
в жизни мордвы. Мёд и воск удовлетворяли не только личные потребности, -
ими платили оброк и они являлись одним из главных предметов торговли.
По преданиям, нередко переселенцы выбирали место для поселения в
зависимости от того, пригодно ли оно для занятий пчеловодством.
Существовал также негласный закон, согласно которому молодой человек не
имел права жениться до того времени, пока не выучится делать борти.
1
На хозяйственную роль бортничества в жизни древней мордвы
указывает ряд обрядов, поверий и легенд, связанных с этим промыслом. Так,
среди языческих богов мордвы было божество, покровительствующее пчелам
и пчеловодству, - Нишке Паз.
Каждый населенный пункт сообща пользовался выпасами и лесом, где
разрешалось рубить всякое дерево, за исключением строевых и «дельных», т.
е. «приспособленных для поселения в их дуплах пчел». Такие деревья могли
1
Лузгин А.С. Жизнь промыслов: промысловая деятельность крестьян Мордовии во второй половине XIX в.
(энокультур. аспекты) / А.С. Лузгин; [науч. ред. В.И. Козлов]. изд. 2-е, доп. – Саранск: Мордов. кн. изд-во,
2007. С. 24.,25
12
находиться как вблизи населенного пункта, так и на расстоянии нескольких
десятков верст.
В таком случае они метились родовыми знаками. Н.Н. Майнов в работе
«Очерк юридического быта мордвы» - отмечает: «Мордвин заприметит борть
свою метою на ближайшем дереве или просто кол поставит и на нем свою
мету выставит - это тоже святое дело, и никто до его добра не коснется, так
как кол этот не без молитвы ставлен»
1
.
Борти были естественные и искусственные. К примеру, бортью
называли всякое старое дерево, в дупле которого жили дикие пчёлы. В этом
же смысле данное слово употреблялось и в древней Руси.
Бортное пчеловодство дольше сохранялось в тех местно-
стях, в которых не были уничтожены леса. По свидетельству П. С. Палласа,
мордва «обыкновенно имеет пчельники и охотно оных содержат, сколько им
возможно и время к этому допущает... Живущие в лесистой стране имеют
множество ульев и во всю зиму оставляют пчел под легкой покрышкою»
2
.
В 1783 году И. Милькович отмечал, что «мокшаны живут в
привольных к лесо-пчеловодству местах; да есть между ними действительно
и такие пчеляки, кои имеют у себя по 200 и 500 ульев»
3
.
В XIX веке колодное пчеловодство претерпело значительные
изменения. Его масштабы сократились, но интерес к этому занятию среди
местных жителей остался по-прежнему высоким.
Наибольшее развитие крестьянское пчеловодство получило в Спасском
и Темниковском уездах, то есть там, где была очень высокая лесистость.
1
Майнов В.Н. Очерки юридического быта мордвы / В.Н. Майнов. СПб., 1885. – С. 228.
2
Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи, часть первая. С. 84,128
3
Милькович И. Быт и верования мордвы в конце XVIII столетия // Тамбовские епархиальные ведомости.
1905. - №1. – С.817
13
Рис.2 Уезды Мордовии с наибольшим развитием крестьянского
пчеловодства
1 Темниковский уезд 2- Спасский уезд
Крестьянские пасеки были небольших размеров. В среднем каждая из
них состояла из 10— 14 пчелосемей. Нередко пасеки находились в большом
удалении от усадьбы, что затрудняло уход за пчелами, поэтому они
посещались хозяином только во время съема меда.
Д. Н. Орлов писал, что пчеловоды-мордва «руководствуются
старинными сведениями и привычками своих предков»
1
. Улучшения
вводились очень медленно. Рамочный улей впервые в Мордовии был
применен лишь в конце 90-х годов XIX века, хотя приобретен в России в
1814 году.
Развитие пчеловодства теснейшим образом связано с са-
мостоятельностью крестьянского двора. В XVII веке крестьяне, занятые
бортным пчеловодством, выплачивали медовый оброк. Расчет платежей
выражался в среднем в 1/10 их доходности.
В исторической литературе имеется много сведений о том, что занятие
пчеловодством зависит от состояния полевого хозяйства и богатства
крестьянина. Н. Прозин писал, что «мордва большие любители до
1
Материалы для истории и статистики Симбирской губернии. – Вып.II. СПб, 1886. – С.4
14
пчеловодства. Чуть немножко мордвин побогаче, у него непременно есть
несколько ульев пчел»
1
.
Таким образом, мордовские леса являлись одним из богатейших
бортнических районов Московского государства, а мед составлял одну из
главных статей российского экспорта.
Бортничество охранялось законом. Правительство запрещало рубку
бортных деревьев. В грамотах, направлявшихся уездным властям,
указывалось, что лес разрешается рубить на всякое государственное дело «в
черных лесах» князей, боярских детей, монастырей, но «опричь бортных
деревьев»
2
. За кражу бортей и уничтожение бортных знаков виновные
подвергались суровым наказаниям, вплоть до смертной казни
3
.
Бортные угодья высоко ценились. Доля их в налоговом обложении
мордвы была не меньше, чем с пашни. Правительство систематически
проводило специальный учёт бортников и их налогового обложения.
Не случайно бортничество было закреплено даже в геральдике. В
частности, в гербе г. Темникова.
1
Прозин Н. Картинки мордовского быта // Пензенские губернские ведомости. 1885. - № 39.
2
Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 1. – С.160 .
3
История Мордовской АССР. Т. С.54.
15
Глава 2. Добывание мёда у древней мордвы
Древняя мордва добывала мёд и из дуплистых деревьев (дуплениц), в
которых жили пчёлы. Позже начали делать и искусственные борти,
выдалбливая в деревьях дупла, где затем селились дикие пчёлы.
На найденных в лесу дуплистых деревьях с живущими в них пчелами
ставился знак собственности (тамга) нашедшего это дерево. Для добычи меда
расширялось отверстие, ведущее в дупленицу, в него вставлялись колодки и
каждый год вырезалось определенное количество
меда.
Для устройства искусственной борти в лесу
выбирались старые, не менее 60 сантиметров в
диаметре, деревья, преимущественно сосны,
лиственницы, дубы или вязы. Выбранное дерево
затамговывалось, и его хозяин приступал к
устройству в нем дупла. Так как дупло всегда
располагалось высоко от земли (на высоте 4—6 м и более), то на дерево
нужно было прежде всего взобраться. Способ влезания на борти у мордвы
был достаточно примитивным. На высоте около метра от земли на дереве
топором делались две зарубки таких размеров, чтобы на них можно было
опереться носком ноги, используя при этом плоский, около 5 см шириной и
метров 5 длиной, ремень, сплетенный из полос сыромятной кожи, на концах
которого сделаны петли. Чаще же бортники взбирались на деревья при
помощи длинной мочальной веревки. Крестьянин становился на первые две
зарубки и обхватывал ремнем дерево и себя в пояснице. Завязав ремень на
этой высоте и опершись на него спиной, он вырубал в дереве новое
углубление, несколько выше двух первых, упирался в него ногой, выше
делал еще зарубку и переносил на нее другую ногу. Делая зарубки и
перебрасывая веревку вверх по дереву, пчеловод поднимался таким образом
16
все выше, обрубая ветви, и, достигнув нужной высоты, привязывал к дереву
специальную подставку для ног. Став на нее, он на уровне поясницы
привязывал себя ремнем к дереву и принимался за работу.
Деревянная подставка, которая привязывалась под дуплом борти,
всегда имела вогнутую форму, соответствующую форме дерева в разрезе, с
площадкой на ее верхней поверхности, чтобы на ней было удобно стоять, и с
зарубками на концах, при помощи которых она привязывалась к дереву.
Для выдалбливания в борти дупла употреблялись специальные
инструменты: небольшой топор с длинным топорищем, железное долото с
роговым футляром на ремне для лезвия, тесло с вогнутым лезвием с такой же
длинной рукояткой, как и топор. На топор надевался берестяной чехол.
Долото при работе надевалось на деревянную рукоятку, им долбили
дерево, нанося удары непосредственно или ударяя по рукоятке обухом
топора. После того как в дереве выдалбливалось довольно значительное
углубление, начиналась работа теслом с остро отточенным лезвием;
пользовались им так же, как и при изготовлении корыт или при долблении
лодок. Окончательная отделка внутренности борти производилась скобелем,
а вверху дупла, где скобелем работать было сложно, его очистка делалась
рашпилем.
Нельзя не сказать и еще об одном инструменте бортника.
Универсальным орудием были железные ножи, известные по
археологическим материалам. Бортнику, по мнению М. Ф. Жиганова, нож
был нужен постоянно на всех стадиях бортного промысла, начиная от
долбления бортей и кончая сбором меда; ножом он вырезал и соты из борти
1
.
В подготовленном дупле укреплялось несколько поперечных лучинок,
и входное отверстие закрывалось деревянными брусками.
В брусках и между ними, а иногда и в стволе дерева просверливалось
несколько отверстий вход в борть для пчел. Примерно с первой половины
июля бортники начинали осматривать свои борти и подрезать мед.
1
Жиганов М.Ф. Хозяйство мордвы в XII XVI вв.: Исследования по материальной культуре Мордовского
народа / Труды Мордовской этнографической экспедиции. - Вып. II. М., 1963. – С.70
17
На зиму, чтобы пчелы не погибали от холода, колодки бортей
закладывались особыми матами из веток или луба, под которые
подкладывался слой сухой травы.
Часто борти разоряли медведи. В таких случаях
предусматривались защитные меры. В частности, ствол
борти обертывался снизу на значительную высоту лубом,
от чего делался скользким, и это мешало медведю
взбираться на дерево.
Борти были разбросаны в лесу на довольно большом
расстоянии друг от друга, их трудно было охранять. По
этой причине, а также вследствие вырубки леса для поташного производства,
строительного дела и увеличения трехпольной пашни бортники стали
переходить на улья-колоды. Появление таких ульев явилось большим
новшеством. На первых порах ульи-колоды укреплялись на деревьях,
заменяя собой борти. Это было удобней, так как их можно было и
концентрировать ближе к жилью.
Колоды выдалбливались из толстого обрубка дерева высотой около
полутора метров и диаметром около одного метра, покрывались в основном
берестой или лубом, на который клался какой-либо груз, чаще камень. В
средней части улья устраивался леток. На мордовских ульях, как правило,
изображалось лицо языческого божества — покровителя пчел и пчеловодства
Нишке паза. На зиму пчел убирали в омшанник или в специально
построенную полуземлянку.
Обязательной принадлежностью бортника были сплетенная из
конского волоса сетка для лица и берестяное ведерко с крышкой для
переноски меда.
1
1
Лузгин А.С. Промыслы Мордовии. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 193. - С. 41.,42.
18
Глава 3 Традиционные пчеловодческие обряды мордвы
Покровителями пчеловодства у мордвы считались Нишке паз,
Нешке шкай (э., м.) и его божественная сестра Нишке тейтерь, Нешке
стиръ (э., м.). Каждая пасека также имела собственное божество Нешке
переаву, обитавшее в одном из самых больших ульев. Этнограф И.
Смирнов приводит легенду о том, что один молодой человек хотел взять
оттуда мёд без разрешения. Но это ему не удалось: лишь он стал
вырезать соты, как из улья потекла кровь, а пчёлы разлетелись.
Моления в честь покровителей пчеловодства устраивали в
середине июня, когда шло роение пчел. Происходило оно на пчельнике.
К молению готовили большое количество медового пива (пуре), которое
варили прямо на месте. Богов молили о сохранении пчёл, о хорошем
сборе мёда. В жертву им приносился первый вылетевший рой, который
хозяин ссыпал в свою рубашку и затем топил её в болоте. После такого
дара рои не должны были улетать с пчельника, наоборот чужие пчёлы
должны прилетать на него. В дар покровителям пчельника приносили
также белого гуся. На пороге сторожки им также клали мёд и другие
кушанья, лили пуре. Затем угощались сами и переходили на другой
пчельник. В некоторых местах подобное моление происходило и
осенью, перед тем, как ульи перевозили на зимовку.
Моление устраивалось и перед началом качания мёда. Проходило
оно также на пчельниках. У богов просили способствовать
размножению пчел, получению от них больше мёда. Главным напитком
здесь, как и на молении во время роения пчел, было пуре. По окончании
обряда большой деревянный ковш обходил всех участников. Чашки с
медовым напитком ставили и перед ульями, приглашая богов угоститься
им. В течение двух дней сельчане по очереди обходили все пчельники.
Впоследствии это моление было приурочено к Ильину дню. С пасек оно
переместилось в дом. Хозяева освящали первый мёд в церкви, а затем
19
каждый в своём доме произносил над ним молитву: «Как пчёлы
собирают сладкий мёд, так пусть в нашем доме добро, богатство
копится». Затем приглашали умерших предков есть сладкий мёд и пить
медовый квас пуре. В конце молитвы просили их беречь
«тружеников-пчёл от воров-разорителей, мороза-стужи и злых глаз».
1
1
Традиционные пчеловодческие обряды мордвы [электронный ресурс] источник: Г. Корнишина. – Режим
доступа: http://zubova-poliana.narod.ru/history-tradition-bee.htm. - Загл. с экрана
20
Заключение
В процессе нашего исследования мы предприняли попытку изучить
географию распространения бортничества на территории нашей республики.
Представленные нами картосхемы, позволили изучить его современное
состояние и перспективы развития.
По нашему мнению, в настоящее время в индустриальную электронную
эпоху переналаживающейся и переустраивающейся России, такие важные
экономико-организационные и социальные рычаги, как народные обряды
могут способствовать возрождению деревни и приобщению молодого
поколения к истории и краеведению. Именно их многообразие способно
побудить сельское население России в целом и Мордовии в частности выйти
из затяжной спячки и позволит каждому крестьянину найти эффективный
источник своего вдохновения.
21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бортничество - древнейший промысел [электронный ресурс] Режим
доступа:http://pcheli.com/2007/06/11/bortnichestvo__drevnejjshijj_promysel.html
. Загл. с экрана.
2. Буренин Н.Л., Котова Г.Н. Справочник по пчеловодству. Издание второе,
переработанное и дополненное. Москва. Колос. 1984. С.104.105.
3. Жиганов М.Ф. Хозяйство мордвы в XII XVI вв.: Исследования по
материальной культуре Мордовского народа / Труды Мордовской
этнографической экспедиции. - Вып. II. М., 1963.
4. Иойриш Н. П. Пчелы - крылатые фармацевты. М., Наука. 1966. С.51,67
5. История древней Руси 2009 [электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.istoiarusi.ru/selskoe-xozyajstvo-v-domongolskij-period/bortnichestvo/.
Загл. с экрана.
6. Ковалёв А.М. Учебник пчеловода. Авт.: Нуждин А.С., Полтев В.И.,
Таранов Г.Ф.. Изд. 4-е, перераб. и доп. М., Колос 1970 –С.329,330
7. Корнишина Г. Традиционные пчеловодческие обряды мордвы
[электронный ресурс] Режим доступа: http://zubova-poliana.narod.ru/history-
tradition-bee.htm . - Загл. с экрана
8. Лузгин А.С. Жизнь промыслов: промысловая деятельность крестьян
Мордовии во второй половине XIX в. (энокультур. аспекты) / А.С. Лузгин;
[науч. ред. В.И. Козлов]. изд. 2-е, доп. Саранск: Мордов. кн. изд-во,
2007.
9. Лузгин А.С. Промыслы Мордовии. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 193.
10. Прозин Н. Картинки мордовского быта // Пензенские губернские
ведомости. – 1885. - № 39.
11. Руднев Я.И. Русская земля. СПБ,1898. [электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.chornobyl.in.ua/chernobyl-bortnichestvo/. Загл. с экрана.