Презентация "Речевая практика - естественное продолжение этапов тренировки" 11 класс

Подписи к слайдам:
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА - ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭТАПА ТРЕНИРОВКИ Irene Russol Kokshetau state university after Sh. Ualikhanov Faculty of Philology and Pedagogy Department of Foreign Languages 2015 Этап речевой практики представляет для преподавателя сложную задачу, потому что речевой деятельностью учащихся по-прежнему необходимо управлять, как и на этапе тренировки, но здесь нельзя ставить учащихся в жесткие рамки. При обучении говорению или письменному выражению мыслей нельзя навязывать им ни языковых средств, ни логики высказывания. Этап речевой практики представляет для преподавателя сложную задачу, потому что речевой деятельностью учащихся по-прежнему необходимо управлять, как и на этапе тренировки, но здесь нельзя ставить учащихся в жесткие рамки. При обучении говорению или письменному выражению мыслей нельзя навязывать им ни языковых средств, ни логики высказывания. Сказанное вовсе не означает, что речевую практику в чтении и аудировании можно целиком перенести на внеаудиторную работу: Сказанное вовсе не означает, что речевую практику в чтении и аудировании можно целиком перенести на внеаудиторную работу:

Во-первых, не всегда смысловое решение может быть единственно верным; значит, нельзя дать однозначный ключ

Во-вторых, некоторые рецептивные умения функционируют естественнее, когда они включаются в рецептивно-репродуктивную деятельность.

Поэтому часть обучающей программы или лабораторной работы может быть выполнена за пределами занятия, а завершающая часть - на занятии.

 

ЧАСТЬ 1. Поставьте против номера каждой пары высказываний знак плюс, если информация идентична, и знак минус, если во втором варианте есть добавления:

1 (а) Не is a lazybones. He gives little time to his studies.

1 (b) It's impossible to make him work. He doesn't like to sit at his desk. (+)

2 (a) He works twice as much as the others and never spares himself, but nobody ever thanks him for it.

2(b) He works much harder than the others and is the most talented person I know, but no one is grateful to him for his efforts. (-)

В качестве примера приведем лабораторную работу по аудированию для развития умения находить в измененном варианте текста привнесенные факты и искажения.

ЧАСТЬ 2. Отметьте знаком плюс те случаи, где второй вариант дает дополнительную информацию, и знаком минус те случаи, где информация искажается:

a) She is a very strange person. She has a real sense of humour, is very good-natured, and can always take a good joke. But at times she seems to be on the point of tears all of a sudden. And in a moment, she starts laughing again.

b) She is an extraordinary woman. She is always joking and, when she wants to, she can be positively charming. But her jokes, funny as they are, can often be unkind: she sometimes drives people to tears. (-)

ЧАСТЬ З. Прочитайте текст. Прослушайте его измененный вариант и прокомментируйте изменения. Поправьте говорящего, если он исказил информацию ("The speaker is quite wrong in mentioning..."), или одобрите тот факт, что он сообщает дополнительную информацию ("It's only the spoken version that mentions..."; "Fortunately, the speaker provides information about...").

Первые две части лабораторной работы могут быть выполнены самостоятельно, последняя же часть входит в аудиторное занятие. Если студенты успешно справляются с третьей частью, значит, и первые два «шага» были выполнены эффективно.
  • Первые две части лабораторной работы могут быть выполнены самостоятельно, последняя же часть входит в аудиторное занятие. Если студенты успешно справляются с третьей частью, значит, и первые два «шага» были выполнены эффективно.
  • Части первая и вторая, в сущности, представляют собой тренировку, где в каждом упражнении дается одна минимальная смысловая задача. Третья же часть - рецептивно-репродуктивная речевая практика, где совмещаются несколько смысловых задач и добавляется трудность оформления высказывания, частично снятая предлагаемыми зачинами.
Хотя говорение и письменное выражение мыслей, в отличие от рецептивной деятельности, нельзя «запрограммировать», некоторые компоненты продуктивных умений могут также формироваться в рамках самостоятельной работы. Это, в первую очередь, относится к умениям, связанным с такой формой выражения мыслей, как «объяснение». Хотя говорение и письменное выражение мыслей, в отличие от рецептивной деятельности, нельзя «запрограммировать», некоторые компоненты продуктивных умений могут также формироваться в рамках самостоятельной работы. Это, в первую очередь, относится к умениям, связанным с такой формой выражения мыслей, как «объяснение». Сюда относятся, например, умения давать дефиниции, классифицировать, обобщать, сопоставлять по сходству или контрасту. При формировании умений устного или письменного высказывания, которыми учащиеся плохо владеют на родном языке, следует начинать каждый взаимосвязанный блок заданий с рецептивных, а затем через рецептивно-репродуктивные задания переходить к собственно речепорождению. При формировании умений устного или письменного высказывания, которыми учащиеся плохо владеют на родном языке, следует начинать каждый взаимосвязанный блок заданий с рецептивных, а затем через рецептивно-репродуктивные задания переходить к собственно речепорождению. Таким образом, задание, которое с точки зрения чтения или аудирования входит в этап речевой практики, может быть тренировочным в плане говорения.

Задание 1 (рецептивное). Прочитайте диалог и укажите, какое (-ие) из средств воздействия на слушающего в нем использовано (-ы): пример, сопоставление по сходству (сравнение, контраст, аналогия), дефиниция, классификация, перечисление. Например:

"...Poets are always taking the weather so personally. They are always sticking their emotions in things that have no emotions."

"...Aren't emotions what poets are primarily concerned with?"

'"Nothing in the voice of the cicada intimates how soon it will die.' 'Along this road goes no one, this autumn eve.'"

"What was that? Say that again."

"These are two Japanese poems. They are not full of a lot of emotional stuff." (J. D. Salinger)

Ключ: Примеры; они приводятся объясняющим, чтобы создать представление о несентиментальной поэзии.

Приведем блок заданий, развивающих умения участвовать в диалоге-объяснении, пользуясь различными средствами воздействия на собеседника.

Задание 2 (рецептивно-репродуктивное на основе множественного выбора). Прочитайте фрагмент диалога и воспроизведите его, используя в указанном месте заданный способ воздействия на слушающего. Например:

"...Anyway, the Crock isn't a sadist. That's what I'm saying. It wouldn't be so frightening if he were - because at least it would show he had some feelings. But he hasn't... (аналогия) and he seems to hate people to like him." (T. Rattigan)

Множественный выбор:

a) He hisses like a stove when you put water on it.

b) He's all shrivelled up inside like a nut.

c) He attacks his pupils like a hungry tiger.

Ключ: «b». (Данная аналогия подчеркивает бесстрастность описываемого лица.)

 Задание 3 (рецептивно-продуктивное, с самостоятельным завершением). Прочитайте диалог. Завершите его от лица одного из говорящих, обобщая сказанное. Постарайтесь дать образное обобщение. Например:

"Fred entered a lion's cage yesterday."

"What for?"

"So that Mary would admire him."

"Why did he want her to admire him?"

"He wants her to fall in love with him. He hopes she'll agree to marry him."

"I understand: ..."

Ключ-образец: "...he entered the lion's cage before entering into matrimony. As a training exercise."

Translate and go on speaking:

а) At a hotel: Комната светлая? Сколько там окон? А там тепло? А ванна есть? Есть ли телефон в номере? ...

б) Ваш новый директор моложе старого? Он такой же строгий, как и прежний директор? Он хоть повежливее, чем тот? ...

В вышеприведенных примерах мы рассматривали связь между тренировочными и речевыми упражнениями при целенаправленном формировании умений. Разумеется, столь же важно плавно переходить от тренировки к речевой практике и при формировании навыков. Здесь также подчас трудно уловить грань между двумя этапами, столь плавно один переходит в другой. Например:

Чтобы задание ощущалось студентом как речевое, нужна достаточная степень проблемности.

Учащийся должен получить определенную информацию, стимулирующую речевую деятельность. Просто инструкции здесь недостаточно, в отличие от этапа тренировки: нужна естественная мотивированность задания.

Воспроизведите предложенный диалог между режиссером и актером в ходе репетиции изучаемой пьесы, расширяя каждую реплику режиссера с целью добиться от актера наиболее точной интонации и поведения на сцене.

PRODUCER: This is the meeting scene with Jack and Algernon. Jack is trying to get rid of Algernon at any cost. Algy's behaviour determines the development of the whole scene. Remember: he has a clear realistic knowledge of human nature. He is imaginative without illusions and creative without any of the common ideals...

ACTOR A.: What a fearful liar you are, Jack...

PRODUCER: Hold it. You are not at all embarrassed. You are tickled by the humour of the situation.

ACTOR A.: What a fearful liar you are. Jack. I haven't been called back to town at all.

PRODUCER: (to В.): Bite your lip. You are too angry to speak.,etc.

На ряде примеров покажем некоторые типы заданий (рецептивных, рецептивно-репродуктивных и продуктивных), относящихся к этапу речевой практики.

1. Рецептивно-репродуктивное задание на занятии по домашнему чтению. Формирует умения выявлять настроение героев, их отношение друг к другу и формулировать эти характеристики коммуникативной ситуации.

а) Воспроизведите наизусть любые два из следующих описательных отрывков. Скажите, какая из следующих цитат может служить эпиграфом к каждому из них, и объясните почему.

"The poetry of earth is never dead..." (J.Keats)

"My heart is like a singing bird..." (C.Rossetti)

"The day is cold, and dark, and dreary..." (H.Longfellow)

"The day is dull; it is raining a little, the sky is gray and everyone is wearing a macintosh or carrying an umbrella. As the cars and buses go along the street they splash the water and mud on the passers-by."

"Gradually it gets darker; a thick fog is spreading over London. The lamps are lit in the streets and in the shops and offices, and cars and buses put on their lights and can only crawl along. As one friend bumps into another, he says, 'Isn't it a beastly day?' 'Yes,' replies the other. You can hardly see a yard in front of you."

"Then comes winter. There has been a good deal of snow and a hard frost. It is just the day for a good country walk. The ground is like iron and rings under our feet, the frost sparkles on the branches, and icicles hang from the houses."

"It is still freezing hard and the ponds are frozen over. There are crowds of people on them sliding and skating, and here is a merry group of schoolboys having a fight with snowballs. It is very pleasant while the frost lasts; the unpleasant time comes when the thaw begins."

2. Задание, обучающее составлять описательное высказывание, призванное передать слушающему определенное настроение.

Задание одновременно относится к этапу тренировки (увеличивая объем оперативной памяти) и к этапу речевой практики, так как вырабатывается умение обобщать характеристики описательного высказывания, учитывая настроение, которое они передают. Кроме того, развивается умение обосновывать свой выбор, подтверждая его отобранными характеристиками.

б) Составьте описательное высказывание, характеризующее погоду и время года и создающее определенное настроение. Высказывание может служить подтверждением какого-либо постулата или быть компонентом повествования, записью в дневнике, отрывком из письма и т. д. Передайте настроение человека, который:

- полон здравого смысла и смотрит на природу не с поэтической, а с практической точки зрения;

- разочаровался во всем и нигде не находит радости;

- счастлив и радуется любой погоде;

- пребывает в меланхолии, потому что его любимое время года уже прошло.

Это чисто творческое, продуктивное задание, относящееся к этапу речевой практики. Соблюдение заданных условий коммуникативной ситуации облегчено выполнением предыдущего задания и свободным выбором способа общения.

Объясните, какие симптомы позволили врачу установить диагноз заболевания. Как вы думаете, достаточно ли было выявлено симптомов для окончательного диагноза? Какие симптомы изменились или добавились бы, если у пациента было бы воспаление легких? бронхит? скарлатина?

Следующее задание (рецептивно-репродуктивное) направлено на вычленение характеристик объекта высказывания (в данном случае симптомов заболевания) и такого фактора коммуникативной ситуации, как компетентность/некомпетентность врача:

Затем предлагается задание, помогающее выявить другую характеристику ситуации: взаимоотношения врача и пациента (что, в сущности, сводится к той же проблеме компетентности врача, но уже в качестве психолога, а не диагноста).

Инструкция: Говорят, что слова могут быть лучшим лекарством. Это, безусловно, относится к манере врача общаться со своими пациентами. Здесь важен как подбор слов, так и интонация. Безупречна ли манера врача из данного диалога или она оставляет желать лучшего? Объясните, почему вы так думаете.

Блок заданий с двойной направленностью: на формирование навыков употребления пассивных конструкций и навыков использования лексики (тематика: medicine; taking care of the young and the aged).

a) Use the substitution table to sum up some aspects of your experience, to voice your hopes or fears. (Try to connect pieces of utterance logically.)

I'm glad

I'm sorry

I wonder why

I have

never

often

always

ever sometimes

been

asked for help.

called a coward.

betrayed by my friend(s).

(mis)trusted by people.

laughed at.

relied on by my friends.

talked about behind my back.

suspected of lying to people.

respected by those who know me.

neglected and left alone.

I hope

I'm afraid

I wonder if

I am sure

I'll

be

(Тренировочное коммуникативное задание.)

b) Let's come back to the dialogue from "Meet the Parkers", Lesson 33. Explain what Harry and Nora meant by saying that the Woods' children must have been neglected. What do you generally mean by saying that a child is well or badly looked after? Does it only mean that he is given regular meals or that he is provided with clothes? (Рецептивно-продуктивное задание этапа речевой практики; форма выражения мыслей - объяснение).

c) Listen to the text "No One Wants to Live to Be a Hundred" [42]. Formulate the main problem and enumerate the chief arguments pro and contra. Make use of the key phrases listed below:

"One of life's ironies: the longer we live, the less to look forward to; retirement: fulfilment of lifetime's ambitions; prospect of growing old; increased life expectation - provided we enjoy perfect health; losing all faculties; kept alive by artificial means; life: most basic of human rights; euthanasia: serious moral issues; compromise: let nature take its course; a dangerous anti-life principle; healthy at seventy, live to over 150 - exceptional life conditions; generally a helpless invalid at ninety; take life for granted; a time when we'd be better off dead." (Рецептивно-репродуктивное задание этапа речевой практики; форма выражения мыслей - полемика.)

Итак, градация заданий на этапе речевой практики зависит:

- от принимаемых во внимание факторов, входящих в коммуникативную ситуацию;

- от количества вовлекаемых интеллектуальных операций;

- от сложности и новизны формируемого умения.