Ситуативно-ролевая игра как способ мотивации изучения иностранного языка студентами техникума


Государственное Казенное Образовательное Учреждение
«Кемеровский горнотехнический техникум»
Кемеровского района Кемеровской области
Статья
«Ситуативно-ролевая игра как
способ мотивации изучения иностранного языка
студентами техникума»
подготовила
преподаватель английского языка
Комова Алла Валерьевна
г. Кемерово
2015
В современных социально-экономических условиях, характеризующихся активизацией
международных контактов, расширением профессионального сотрудничества и делового
партнерства, перед системой среднего профессионального образования выдвигаются
новые требования подготовка компетентного специалиста, способного эффективно
решать поставленные практико-ориентированные задачи. В этой связи актуализируется
необходимость поиска путей формирования и развития у обучающихся способности к
межкультурному общению и готовности познавательной деятельности посредством
перехода от изучения иностранного языка как учебного предмета к его практическому
применению в профессиональных целях.
По утверждению Барднер, Рамазан, Чередниковой практически любое учебное действие
может стать коммуникативно значимым, психологически оправданным, получить
положительную эмоциональную окраску и вызвать интерес у обучающихся, если найти
такую воображаемую ситуацию, в которой та или иная модель высказывания может
встретиться в процессе естественного, обоснованного, действительного общения.
Ситуативность как принцип означает, что обучение языковой речи происходит на основе
и при помощи ситуаций [1]. В повседневной жизни мы постоянно оказываемся в
разнообразных ситуациях. Под ситуацией (situation), в широком смысле этого слова,
обычно подразумевают обстановку, совокупность обстоятельств (явлений, предметов)
действительности [2]. Роль в психологии – это социальная функция личности;
соответствующий принятым нормам способ поведения или позиции в обществе, в системе
межличностных отношений [3]. В методике существуют различные определения
ситуаций. Ситуация – это универсальная форма функционирования процесса общения,
существующая как интегрированная система социально-статусных, ролевых,
деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения, отраженная в их
сознании и возникающая на основе взаимодействия ситуативных позиций общающихся.
По мнению Е.И. Пассова, именно такое понимание ситуации дает возможность
моделировать их в учебном процессе и создавать условия, адекватные реальным [1]. Не
всякая ситуация действительности содержит стимул к речи, т.е. является речевой. Многие
ситуации действительности ведут к невербальной реализации – мимике, жесту, действию
и т.п. Как отмечают В.А. Артемьев, А.А. Леонтьев, Н.И. Гез и другие ученые-методисты
речевой ситуацией можно считать лишь такую ситуацию действительности, которая
вызывает ту или иную речевую реакцию. Она и является одним из центральных понятий в
преподавании иностранных языков [4]. В учебном процессе следует различать два вида
речевых ситуаций. Первая, это естественные ситуации, постоянно возникающие в классе
(например, ситуации, связанные с отсутствием или опозданием отдельных обучающихся,
с отношениями между обучающимися и т.д.). Такие ситуации имеют естественные
стимулы к речи, но не могут обеспечить планомерную работу по развитию навыков
неподготовленной речи на разные темы на основе различного лексико-грамматического
материала. Вторая, специальная ситуация, как отмечают В.Л. Скалкин, Г.А. Рубинштейн,
которая проявляется в необходимости в использовании на уроках специальных учебных
речевых ситуаций [2]. По мнению Н.И. Гез: «От естественной ситуации она отличается: 1)
определенной детализацией обстоятельств окружающей нас действительности; 2)
наличием вербального стимула; 3) возможностью многократного воспроизведения» [5].
Е.И. Пассов выделяет несколько типов ситуаций: ситуации социально-статусных
взаимоотношений: урок- телемост, обсуждение прав и обязанностей граждан других
стран, беседа с иностранцами о традициях, обычаях, быте страны изучаемого языка;
ситуации ролевых взаимоотношений: проигрывание неформальных ролей в ситуации
речевого общения поможет лучше узнать взаимоотношения обучающихся, повлиять на их
личностные качества и мотивацию к изучению языка; ситуации отношений совместной
деятельности: обмен опытом, групповая работа; ситуации нравственных отношений [1].
Без создания «реальных» ситуаций общения невозможно научить обучающихся общаться
с носителями языка. С точки зрения В.Л. Блакитной, «Ролевая игра помогает общению,
способствует передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке
поступков, развитию коммуникативных навыков, восприятия, памяти, мышления,
воображения, эмоций, таких черт как коллективизм, активность, дисциплинированность,
наблюдательность, внимательность. Кроме того, что ролевые игры имеют большую
методическую ценность, они просто интересны как учителю, так и ученику» [6].
По М.Ф.Стронину, игра - вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением» [7].
Игра - это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента
формирования личности воспитанника использует его игровую деятельность в
воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств
личности.
Ролевая игра понятие более сложное. Она обусловлена необходимостью освоения
системы человеческих отношений и стремлением к участию в этих отношениях. Прием
ролевой игры сравнительно недавно вошел в методику преподавания иностранного языка
в школе. Он находит все более широкое применение в практике и является активным
способом обучения практическому владению иностранным языком. Внедрение этого
приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи.
Существует множество способов классификации ролей. С точки зрения обучения
ролевому общению наибольший интерес представляет классификация У. Герхардта:
статусные роли, позиционные роли, ситуационные роли. Для развития иноязычных
речевых умений наибольший интерес представляет проигрывание ситуационных ролей.
Эти роли допускают свободу проигрывания, предоставляют широкие возможности
выражения личностных интересов.
Е.И. Пассов определяет ситуацию как систему взаимоотношений обучающихся и
предлагает на основе этого другую классификацию. Выделив виды взаимоотношений (1.
статусные, 2. ролевые, 3. деятельностные и 4. нравственные), Е.И. Пассов
классифицировал ситуации следующим образом: cитуации социально-статусных
взаимоотношений, ролевых взаимоотношений, отношений совместной деятельности
(деятельностных взаимоотношений), нравственных взаимоотношений [1].
Учебная ситуационная игра, вводимая в учебный процесс в качестве творческого
учебного задания, способствует интенсивной языковой практике, обеспечивает реальные
условия для активной мыслительной деятельности обучающихся, является благоприятной
почвой для реализации личностного потенциала обучающихся, актуализации их
личностных функций.
Программа проведения игры разрабатывается преподавателем, и обучающимся
сообщается список всех типовых и проблемных ситуаций, в которых им предстоит
принять участие. Все типовые и проблемные ситуации детально прорабатываются на
уроках, изучаются образцы диалогов, имеется возможность получить консультацию
учителя по лексическому и грамматическому материалу.
Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает
драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В
ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом
варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие
условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно
есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, обучающийся начинает
думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи.
Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.д.,
имеет целенаправленность и носит обязательный характер.
Таким образом, М.Ф.Стронин рассматривает игру как ситуативно-вариативное
упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца
в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими